УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

Вместе со столь многообразно выраженным восхищением фронтовиками в произведениях звучит призыв к деятельной помощи фронту. Таковы, например, частушки: , .Дорогой товарищ Сталин, Тебе клятву мы даем: Урожай богатый снимем, В Красну Армию пошлем". (Чекалинский район) „Пишет милый с фронта письма, „Мой залеточка на фронте, В них вопросы новые: Я хожу окопы рыть, — Чем ты фронту помогаешь Скоро он сюда приедет В эти дни суровые?1 Из окопов немцев бить11. (Дубенский район) (Епифанский район) В Тульской области было усвоено и несколько литератур­ ных песен на эту тему, причем все они „тульские1 по своему содержанию, что, очевидно, и служило причиной их усвоения, кроме самой темы (песни Алымова „Самовары-самопалы", „Тульская винтовочка1 и др.). Наряду с этими песнями о грозном тульском оружии, ока­ завшем такую огромную помощь фронту, встречаются песни о женском труде для фронта: „Шила Маша, вышивала шелковый кисет" и, особенно интересная по своему содержанию, песня „Варежки1, в которой опять имеется „тульская география11: „Может быть в Туле, а может в Рязани Не ложилися девушки спать, Много варежек теплых связали, Чтоб потом их на фронт отослать" и т. д. (Тула) Таковы народные и „обнародившиеся1 произведения, обра­ щенные всеми своими темами, всем строем чувств и пережи­ ваний к родной советской стране, к ее фронту и тылу. Но грозные события Великой Отечественной войны вызвали развитие и сатирических жанров, всего того, что должно бы­ ло гневно обличать врагов, клеймить их негодованием, уничто­ жать презрительным смехом. Особенно много сатирических произведений связано с именами Гитлера и Геббельса. Напри­ мер: 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=