УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

произведения, представляющие собою послания на фронт, ду­ мы о фронте, рассказывающие о работе тыла, и т. д. Задушевная любовь к отсутствующему воину особенно пол­ но выражена в частушках военного времени. Они в этом от­ ношении далеко опередили песни разнообразным, неисчерпаемым в записях, содержанием. Довоенные любовные частушки оказа­ лись переделанными по-новому. Наряду с такими переделками и новым переосмыслением старых частушек на „оборонные" темы, было создано огромное количество новых. Прежние об­ разы милых— трактористов, летчиков, просто деревенских „за- леточек" заменились в частушке военного времени почти един­ ственным образом милого—воина, разработанным разнообразно и тщательно. В частушках подчеркивается восхищение героиз­ мом друга-фронтовика со стороны девушки: „Ой, подружка дорогая, Твой миленок командир, А мой летчик-истребитель, Полетел бомбить Берлин!" (Дубенский район) „Мой миленок автоматчик, Пулеметчик и пилот. За того я выйду замуж, Кто фашистов крепко бьет“ . (Чекалинский район) „Не за то люблю танкиста, Что красивые глаза, А за то его люблю я, Что для немцев он гроза". (Дубенский район) „Мой миленок на войне С немцами сражается, За отвагу боевую Часто награждается". (Чекалинский район) „Мой залетка на войне, Немцев бьет „катюшею", А я выйду на крыльцо, Выстрелы послушаю". (Тула) Много глубокой лиричности в частушках о ранениях и смерти любимого. Но только жалеть друга советской девушке кажется недо­ статочно, и в частушках постоянно и настойчиво звучит мо­ тив „боевой подруги", что совершенно аналогично народным переделкам „Катюши", „Синего платочка" и других литератур­ ных песен: „Оба Родине мы служим, Мой миленок дорогой, Ты вот в армию уехал, Ну, а я на трудовой". (Щекинский район) „Милый, в армию поедешь И меня возьми с собой, Ты стрелять будешь винтовкой, А я буду медсестрой"... (Тула) 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=