УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

Если в авторском тексте Исаковского Катюша только по­ ет о милом, ждет его, хранит его письма, то в народных ва­ риантах она оказывается девушкой-фронтовиком, мститель- ницей-партизанкой и т. д. В бесчисленных вариантах „Си­ него платочка“ наблюдается та же картина. Роль девушки в авторском тексте и в первоначальных вариантах была доволь­ но скромной. Она выступает в них только в воспоминаниях бойца, ее роль определяется словами: „Ты провожала и обещала синий платочек сберечь*'. В народных же вариантах она оказывается и сама на фронте. Например: „Синенький скромный платочек Больше не падает с плеч, Ты уж на фронте и не боишься Зверских с фашистами встреч'* и т. д. Аналогичными вариантами являются песни: „В беленькой скромной косынке**, „Синенький скромный платочек ты заме­ нила на шлем'* и т. д. Во всех этих вариантах девушка высту­ пает в роли медсестры на фронте. Интересным тульским ва­ риантом „Синего платочка*' является и песня об украинской партизанке Гале, героически борющейся с немцами с „синим платочком** на голове: „Мало я с Галею прожил, Зимняя адская стужа Всех разметала война, Гале в лесу не страшна, Там за Днепром, в Запорожье, Спросят в отряде про мужа, Ждет—поджидает она . . . Молвит тихонько: „Война". И улыбнется чуточек, Сердце забьется в груди, Шелковый синий платочек, Изредка вспомнит, поди*' . . . и т. д. („Степи, кустарник да кочки**, Тула) Так в народных переделках образы лирических героинь ли­ тературных песен приобретают большую простоту и конкрет­ ность и включаются целиком в народную жизнь военного вре­ мени, становясь на каждом новом этапе развития войны выра­ зителями народных настроений и патриотических чаяний, со­ вершенно правильно отражая роль, сыгранную советской жен­ щиной не только в тылу, но и на фронте. Другая большая часть фольклорных произведений военного времени— изображение жизни тыла. Среди них мы находим 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=