УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

Во многих старых песнях мы находим, например, изобра­ жение пересылки вестей от солдата при помощи товарища, верного коня, черного ворона и т. д. В солдатской песне „Вы, поля, вы, поля" герой, обращаясь к своему коню, говорит: „Ты скажи моей молодой вдове, Что женился я на иной жене: Нас сосватала пуля острая, Положила спать калена стрела" . . . Во время первой мировой войны были известны „песни- письма", созданные фронтовиками-солдатами. Они настолько отвечали их настроениям, что некоторые распространялись да­ же без мелодии. Подобные народные творческие процессы характерны были и для Великой Отечественной войны. На обращение воина к близким и любимым возникали поэтические „ответы " и даже новые песни. Известна, например, такая песня-ответ на стихотворение К. Симонова „Жди меня". („Ты мне пишешь: „я вернусь"). Целый ряд „ответов" существует и на широко известную „Землянку" А. Суркова. В тульских записях мне известны пять редакций этих ответов, различных и по вели­ чине и по содержанию. Привожу начальные строки одной из них: „Этот маленький белый листок Посылаю в землянку тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне" и т. д. (Арсеньевский район) Наряду с образом фронтовика, тоскующего по родине и близким, наиболее частым в песнях оказывается и образ любимой девушки, к которой, обычно, и обращены различные лирические чувства. Девушка изображается, как нежная и любящая подруга, поддерживающая душевные силы друга- бойца. Таковы многие народные и литературные по происхож­ дению песни на тему прощания („Иди, любимый мой, родной'1, „На фронт германский парень уезжает", „Огонек", „Кисет", и т. д.). В них образ девушки-подруги является уже основным, оттесняя своим лирическим звучанием образ друга-фронтови- ка. Активизация лирического образа „девушки простой" осо­ бенно характерна и для народных переделок „Катюши" Иса­ ковского и „Синего платочка" В. Катаева—песен, обошедших весь Советский Союз. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=