УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

отзывах несомненно есть некоторое преувеличение, чувствует­ ся доля карикатуры"1. Затем рассматривается взгляд русских людей того времени на юродивых, ибо „царю Федору придан был русскими совре­ менниками этот привычный и любимый облик: „Благоюродив бысть от чрева матери своей и ни о чем попечения имея, ток­ мо о душевном спасении". Закончив сопоставление и анализ высказываний современ­ ников, Ключевский переходит к анализу образа Федора, соз­ данного и развитого в историографии (Карамзин) и художест­ венной литературе (А. К. Толстой). Только проделав всю эту большую работу, маститый ученый дает, наконец, на основе критического анализа всех этих ма­ териалов, свое понимание образа. „Не следует выпускать из вида исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями,— пишет Ключевский, переходя к оформлению своей собственной харак­ теристики.— Царевич Федор вырос в Александровской слободе среди безобразия и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на ко­ локольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от на­ чавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротою в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположен­ ным к водянке, с неровной, старчески медлительной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588—89 г. г. англий­ ский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, ца­ ревич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитан­ ное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки преврати­ лось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорнос­ ти. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином 1 Вообще, используя иностранные свидетельства о России, учитель должен постоянно иметь в виду, что они очень часто бывают тенден­ циозны, предвзяты. Многие иностранцы стремились исказить действи­ тельность в отношении России. Поэтому иностранные источники, как правило, требуют ссобо критического подхода. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=