УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
отзывах несомненно есть некоторое преувеличение, чувствует ся доля карикатуры"1. Затем рассматривается взгляд русских людей того времени на юродивых, ибо „царю Федору придан был русскими совре менниками этот привычный и любимый облик: „Благоюродив бысть от чрева матери своей и ни о чем попечения имея, ток мо о душевном спасении". Закончив сопоставление и анализ высказываний современ ников, Ключевский переходит к анализу образа Федора, соз данного и развитого в историографии (Карамзин) и художест венной литературе (А. К. Толстой). Только проделав всю эту большую работу, маститый ученый дает, наконец, на основе критического анализа всех этих ма териалов, свое понимание образа. „Не следует выпускать из вида исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями,— пишет Ключевский, переходя к оформлению своей собственной харак теристики.— Царевич Федор вырос в Александровской слободе среди безобразия и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на ко локольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от на чавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротою в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположен ным к водянке, с неровной, старчески медлительной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588—89 г. г. англий ский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, ца ревич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитан ное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки преврати лось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорнос ти. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином 1 Вообще, используя иностранные свидетельства о России, учитель должен постоянно иметь в виду, что они очень часто бывают тенден циозны, предвзяты. Многие иностранцы стремились исказить действи тельность в отношении России. Поэтому иностранные источники, как правило, требуют ссобо критического подхода. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=