УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
хотворений авторов из народа, которые скопились в архиве областной газеты „Коммунар1,— все это ярко свидетельствует о том, что тема Отечественной войны в широких народных массах приобрела особое, первостепенное значение. Основными чертами фольклорного репертуара эпохи Оте чественной войны является следующее: 1) тесная поэтическая связь с некоторыми жанрами и темами довоенного фольклора, 2) наличие авторов распространенных в народе произведений (авторов из самого народа), 3) выдвижение на фоне много- жанровости лирической песни и частушки, как гибкого и жи вого „очерка злободневья1, 4) теснейшая связь с письменной литературой, особенно с лирикой. В лирической песне эпохи Отечественной войны мы нахо дим два ведущих образа. С одной стороны, это коллективный образ Родины, народа-героя или какого-либо народного кол лектива. „Собирание1 этого образа в дни Отечественной войны вызвало к жизни старые солдатские и героические по харак теру песни. Таковы „П о долинам и по взгорьям", „Ермак1, „Гибель „Варяга1, „Плещут холодные волны1, „На взморье мы стояли1 и т. д. Сюда же относятся новые партизанские или военные песни, посвященные своей части или отряду, и некото рые распространенные литературные песни типа „Широка страна моя родная1. Другой широко распространенный образ в песенной лирике военных лет— конкретно показанный лирический герой, в пере живаниях которого героическое, общественное тесно перепле тается с личным, что делает его ближе, проще, понятнее на родным массам. Можно сказать с уверенностью, что в области народной лирики именно этот герой стал особенно популярным, сделался одним из основных образов фольклора эпохи Отечест венной войны. К этому лирическому герою, кроме требований простоты, конкретности и значительности переживаний, все время пред'являлись и требования его современности, во всем комплексе его черт. Поэтому многие такие лирические герои развивались и „дорабатывались1 в годы войны на наших гла зах, все время „догоняя1 современность, как, например, зна менитая „Катюша" М. Исаковского. В военные годы народные требования к литературной песне шли именно в двух вышеуказанных направлениях. Из песен с выражением общенародных настроений были довольно широко распространены такие, как „Священная война1', „Если завтра война— так мы пели вчера1—Лебедева-Кумача, „ В бой за Ро дину"—Л. Ошанина и т. д. Большим изменениям они не под 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=