УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

ристик, учитель должен, готовя соответствующую часть курса, составить своего рода программу — план раскрытия образов, четко наметив в нем, в каких именно фактах он лучше и наиболее выразительно, доходчиво, убедительно сумеет пока­ зать ту или иную ленинскую или сталинскую черту, с тем, чтобы в итоге образы вождей оказались максимально глубоко, полно и ярко обрисованными. в) Обобщенная характеристика Наравне с постепенным раскрытием образа большое прак­ тическое значение имеет обобщенная характеристика. Она обычно в той или иной мере сочетается с постепенным рас­ крытием образа или предшествуя ему, или, наоборот, завершая. Предваряющая изложение характеристика обычно дается в тех случаях, когда вводится в действие новое лицо, которому в дальнейшем предстоит сыграть определенную роль; причем этот деятель впервые упоминается не с самого начала своей жизни и деятельности (как, например, Иван IV, Петр I и др.), а является человеком, уже имеющим определенное прошлое и проявившим себя. Так, например, обычно в курсе ничего не го­ ворится о Николае I вплоть до его вступления на престол, ког­ да он выступает уже вполне сложившимся государственным деятелем. Естественно, что, приступая к рассказу о его царст­ вовании, необходимо дать общую характеристику Николая, об­ рисовав его воспитание, взгляды, круг интересов, характер. Об­ раз этого царя не столь глубок, чтобы нуждаться в постепен­ ном раскрытии. Для него можно ограничиться предваряющей общей характеристикой, которая в дальнейшем изложении бу­ дет не углубляться, а лишь подкрепляться конкретными фак­ тами деятельности. Можно только закрепить в сознании и па­ мяти учащихся данную в начале характеристику подбором эпи­ тетов. Этот прием показа исторических деятелей является од­ ним из наиболее распространенных. Иногда обобщенная характеристика дается в конце изложе­ ния деятельности того или иного лица. В таком случае она должна завершить, подытожить уже раскрытый образ, обоб­ щить сложившиеся в сознании учащихся представления о нем. Так поступает мастер исторических характеристик В. О. Клю­ чевский, завершая ряд своих лекций, посвященных эпохе uap-i ствования Ивана IV, обобщающей персональной характеристи­ кой I розного. Этот способ применим только в отношении ве-* дущих деятелей. и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=