УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
ристик, учитель должен, готовя соответствующую часть курса, составить своего рода программу — план раскрытия образов, четко наметив в нем, в каких именно фактах он лучше и наиболее выразительно, доходчиво, убедительно сумеет пока зать ту или иную ленинскую или сталинскую черту, с тем, чтобы в итоге образы вождей оказались максимально глубоко, полно и ярко обрисованными. в) Обобщенная характеристика Наравне с постепенным раскрытием образа большое прак тическое значение имеет обобщенная характеристика. Она обычно в той или иной мере сочетается с постепенным рас крытием образа или предшествуя ему, или, наоборот, завершая. Предваряющая изложение характеристика обычно дается в тех случаях, когда вводится в действие новое лицо, которому в дальнейшем предстоит сыграть определенную роль; причем этот деятель впервые упоминается не с самого начала своей жизни и деятельности (как, например, Иван IV, Петр I и др.), а является человеком, уже имеющим определенное прошлое и проявившим себя. Так, например, обычно в курсе ничего не го ворится о Николае I вплоть до его вступления на престол, ког да он выступает уже вполне сложившимся государственным деятелем. Естественно, что, приступая к рассказу о его царст вовании, необходимо дать общую характеристику Николая, об рисовав его воспитание, взгляды, круг интересов, характер. Об раз этого царя не столь глубок, чтобы нуждаться в постепен ном раскрытии. Для него можно ограничиться предваряющей общей характеристикой, которая в дальнейшем изложении бу дет не углубляться, а лишь подкрепляться конкретными фак тами деятельности. Можно только закрепить в сознании и па мяти учащихся данную в начале характеристику подбором эпи тетов. Этот прием показа исторических деятелей является од ним из наиболее распространенных. Иногда обобщенная характеристика дается в конце изложе ния деятельности того или иного лица. В таком случае она должна завершить, подытожить уже раскрытый образ, обоб щить сложившиеся в сознании учащихся представления о нем. Так поступает мастер исторических характеристик В. О. Клю чевский, завершая ряд своих лекций, посвященных эпохе uap-i ствования Ивана IV, обобщающей персональной характеристи кой I розного. Этот способ применим только в отношении ве-* дущих деятелей. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=