УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

зуемого, в роли которого выступают глаголы лексически ограни­ ченного типа: «обозначать», «значить» и т. п., и слова, разъяс­ няющего содержание того, к чему относится придаточное. Прида- ■ точное всегда стоит непосредственно за тем словом, к которому относится, поэтому может оказываться внутри главного предложе­ ния. Такие придаточные относятся только к тем членам главного, которые нуждаются в разъяснении: к иностранным словам, к словам-терминам и т. п. Их функцию в какой-то мере можно назвать пояснительно-определительной. Однако эти предложения удерживаются в составе сложноподчиненных с относительно- при- ifсоединительными придаточными, т. к. они имеют характер доба­ вочного сообщения и относительное слово «что» в них не синони­ мично относительному слову «который». Эти предложения имеют сильно выраженный вставочный характер. Их можно бы было назвать таким сложным термином, как вставочно-разъяснительно- епределительные. Он назвал ее «майра», что по - чув ашс ки з н а ч и т «р у с с к а я ж е нщ и н а». (О. Неклюдова, «Я буду жить»). Эта Пиета, ч т о з н а ч и т п о-и т а л ь я н с к и скорбь , — юношеская работа Микеланджело. I (Т. Тэсс, «Встречи в пути», «Октябрь», 1956, № 10, стр. 156). Такие придаточные синонимичны вставочным конструкциям без относительного слова с тем же разъяснительным значением. Ср. Такие кутки (а п о-p у с с ки — концы или угл ы,)1/ имеют обычно свои названия (ж. «Москва», 1957, № 5, стр. 54). II. От ноше ния между ч а с т ями с л ожноподчи ­ н е н ных пр е - дложе ний с о т но с и т е-льн о-п р и- с о е дини т е л ь ными прида точными , с о е д и ­ ня емыми с о ч е т а н и е м о т н о с и т е л ь н о г о сло ­ ва «ч т о» с пр е д л о г ами . Предлоги, соединяющиеся с относительным словом, оказывают влияние на характер отношений между частями сложноподчи­ ненных предложений с относительно-присоединительными прида­ точными. Собственно новых отношений, по сравнению с рассмот­ ренными, они почти не создают, однако предлоги в большей мере затемняют атрибутивность и делают такие отношения, как времен аЫе, причинно-следственные, более яркими и «чистыми», если мож­ но так сказать. Отношения между частями сложных предложений 8 этих случаях проявляются отчетливо потому, что имеется фор­ мальный показатель этих отношений. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=