УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
Ср:... и этим выровняла положение; в результате чего (так что выровняла положение своей команды). Содержание главной и придаточной части в приведенных кон струкциях — это причина и следствие, но причинно-следственные отношения не получают формального выражения, на первый план выдвигается не следственность придаточного, а его добавочный ха рактер. Относительное слово «что» в таких конструкциях может стоять как в именительном (первое и второе предложение), так и в кос венных падежах (третье и четвертое) и выполнять соответственно роль подлежащего или дополнения придаточного предложения. Придаточное, являясь следствием, вытекающим из главного пред ложения, занимает постпозитивное положение по отношению к главному. При этом придаточное может относиться или ко всему главному, или к его глагольной части (см. примеры). Б. Вр еме ни ые о т н оше н и я . На атрибутивные значения относительно-присоединительных придаточных могут наслаиваться временные; при этом атрибутив ность проявляется то сильнее, то слабее в зависимости от содержа ния и структуры сложного предложения. Ср. Дом, в том виде, в котором он был куплен, был мал для на шей семьи, и отец решил сделать пристройку, к че му и п р и с т у п и л н еме дл е нно . (С. Л. Толстой, «Очерки былого», стр. 125). В этом придложении придаточное совмещает в себе и атрибутив ное, и временное значение. (Ср. «..., к созданию которой и приступил немедленно»). Временные отношения между частями, соединенными относи тельным словом «что», выражаются в основном лексическим со ставом частей: в придаточном нередко имеются обстоятельствен ные слова, указывающие на временную последовательность (ср. обстоятельство «немедленно» в приведенном предложении). Вре менные отношения подчеркиваются и порядком частей сложного предложения: придаточное содержит в себе события, следующие за событиями главного предложения, и находится в постпозиции по отношению к главному. Примеры: . . . изучал ру с с кий я зык и р у с с к ую на родную ли т е р а т уру , чем и воспользовался по з дн е е в своих народных рассказах и других произведениях. (С. Л. Толстой, «Очерки былого», 91). Иванов... в о с с о з д а л п о р а з и т е л ь ные по с во е й в н у т р е н н е й о д у х о т в о р е н н о с т и и р а з н о о б р а з ию ч е лов е ч е с кие типы, что с тало затем отличи тельной чертой русского реалистического искусства. (БСЭ, т. XVII, ст. «Иванов», стр. 273). ■80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=