УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

лбжзщбго «героя», дз еще тзкого, который по сзмой своей роли должен неколебимо «стоять»... В «Бесах» Достоевский презираемому им либералу дает позу лежачего (указывая этим на его интеллектуальную закосне­ лось «залежалость» ) , а в «Скверном анекдоте» ненавидимый им «медицинский студент» (понимай — нигилист) во время танца ходит вверх ногами (что, по-видимому, должно понимать как «по­ стоянное извращение вверх ногами здравого смысла»).1 Такие и сходные каламбуры и аллегории применяет Достоев­ ский, в большей или меньшей степени, почти ко всем своим героям в самых разнообразных их положениях и состояниях. Так, Дмитрий Карамазов говорит Алеше: ...Да чего же я шепчу? Ну вот сам видишь, как может выйти вдруг сумбур природы. Я здесь на с е к р е т е и стерегу с е к р ет... Понимая, что секрет, я вдруг и говорить стал се­ кретно, и шепчу как дурак, тогда как не надо. IX, 105. Здесь не только «сумбур», но и каламбур. «Секрет» 'здесь упо­ требляется в двух смыслах: обычном — «тайна», и в специальном, военном (Дмитрий — военный, только недавно вышедший в от­ ставку) — « на карауле, в засаде». Он ведь и действительно кара­ улит, чтобы Грушенька не пробралась к его отцу... Каламбурит и отец Дмитрия, Федор Павлович: Раз, много лет уж тому назад, говорю одному влиятельному даже лицу: «Ваша супруга — щекотливая женщина-с» — в смысле то есть чести, так сказать, нравственных качеств, а он мне вдруг на то: <£ вы ее щекотали?» Не удержался, вдруг, дай, думаю, полюбезничаю: «да, говорю, щекотал-с», ну,Аут он меня и пощекотал... IX,43. Тут «щекотанье» даже не в двух, а уже в трех смыслах: в прямом и конкретном, затем в смысле щепетильности, и. наконец, в значе­ нии получить нахлобучку, быть побитым... И примечательно, что каламбур о «щекотливой» женщине мы опять находим у самого Достоевского в одной из его полемических статей: Мы все без исключения щекотливы... как жены Цезаря, на репутации которых не долженствовало быть ни пушинки сомнения. XIII, 279. Нередко пользуется Достоевский для создания каламбура и об­ молвками. Так каламбурит нечаянно и князь Мышкин: ...генеральша Епанчина очутилась тоже из княжен Мышки­ ных, тоже последняя в своем роде... — Хе! хе! хе! Последняя в своем роде! Хе, хе! Как это вы оборо­ тили, захихикал чиновник. Усмехнулся также и черномазый. Белокурый несколько уди­ вился, что ему удалось сказать довольно, впрочем, плохой каламбур. VI, 9. 1 Так именно объясняется это в «литературной кадрили» в «Бесах» (VII, 413—415). 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=