УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
0ОСТЯМ. Они входят в произведение не как типы и не как индивиду альности, а лишь как реальные люди, которые в какой-то мере уже известны читателю раньше и о которых писатель не собирается .сообщать ничего нового. й Имя персонажа играет в этом случае совершенно особую, очень своеобразную роль. Оно не является ни характеристикой! ни оценкой в строгом смысле этого слова. Вряд ли можно даже .сказать, что оно само относит данное лицо к определенному со циальному типу. Вряд ли у широкой массы читателей с именами Мона, Тарновского или Санковской связывались какие-то глубо кие представления. Возможно, что они вообще ни о чем не говори ли бы среднему читателю, если бы не контекст и не дополнитель ные указания, стоящие рядом с именем: п а р и ж с к и й пе р фе к т Мопа, г е н е р а л-от-и н ф а н т е р и и Бибиков 1-й, м о с- к о в с к и й об е р-п о л и цм е й с т е р Цынский и т. д. И кон текст, и эти указания, подчеркивая, с одной стороны, ничтожность этих лиц в общем ходе истории, с другой стороны, утверждают их реальность. Благодаря постоянному, систематическому упоминанию авто ром, (Рассказчиком) имен реально существовавших лиц, их чинов, званий и отдельных поступков, события, связанные с сюжетом про изведения, переплетаются и координируются с событиями реаль ной действительности. Вымышленный мир как бы накладывается на мир реальной действительности, и этот последний, «врываясь» в произведение, создает глубокую историческую перспективу. Если развернутые образЬьтипы, обобщая существенные сторо ны действительности, двигают развитие сюжета, а неразвернутые «силуэты» являются своеобразным средством типизации отдель ных, более частных сторон общественной жизни, то воспроизведе ние реальных людей под их собственными именами «заземляет» действие произведения, привязывает события к той реальной исто рической почве, на которой они только и могли произойти. Этот художественный прием, в целом противостоящий бурному полету фантазии сатирика, подводит под художественный вымысел твер дую почву исторической реальности, которая обусловила собой этот вымысел и эту фантазию. 5. Ученые записки, т. XI
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=