УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

'Л. Образы исторических лиц Третью группу «силуэтов», намеченных, но не развернутых са­ тириком в очерках «За рубежом», составляют реальные лица, фи­ гурирующие здесь наряду с вымышленными персонажами. Это, с одной стороны, Аракчеев и Муравьев, Бонапарт и Мак-Магон, Клемансо и Гайбетта и другие политические деятели России и Франции; это, с другой стороны, Белинский и Жорж Банд, Сен Симон, Кабе, Фурье, Луи Блан и другие мыслители, о которых не раз вспоминает Рассказчик, говоря о своей молодости. Некоторые из этих образов оказываются тесно связаны с дей­ ствующими лицами, которые дают им более или менее подробную характеристику. Таковы, например, графы Алексей Андреич (Аракчеев) и Михаил Николаевич (Муравьев) — «патроны» Уда ва и Дыбы, оставившие в душах своих подчиненных неизгладимо» впечатление. Таковы Мак Магон и Бонапарт, Клемансо и Гамбет- та, деятельность которых живо интересует Рассказчика. Герой не только рассуждает о них, не только оценивает их реальные по­ ступки, но и ставит их в предположительные, вымышленные ситуа­ ции, заставляя их обнажать скрытые в них «готовности» (напр., Гамбетта — исправник, принц Орлеанский и Клемансо, Мак-Ма- гон — «честная шпага» и др.). Эта группа образов по методам художественного воплощения близко родственна рассмотренным выше образам-проекциям на известный читателю литературный образ. Разница состоит лишь в том, что литературный тип замещается здесь так же хорошо из­ вестным читателю историческим типом. И здесь Щедрин не огра­ ничивал себя фотографическим воспроизведением действительно­ сти, а широко использовал свое право писателя на вымысел и фан­ тазию. Наиболее ярко и полно это право использовано им при соз­ дании образов Лабуле и Гамбетта. Все это говорит о том, что здесь перед нами не просто истори­ ческие лица, а именно художественные образы, носящие имена ис­ торических лиц. Имя служит писателю средством социально-пси­ хологической характеристики через отождествление личности ге­ роя с личностью данного политического деятеля, создает своего рода «фундамент» образа. В отличие от этих персонажей, на которых мы не будем оста­ навливаться подробно ввиду их близости к уже рассмотренным, в очерках мы находим и другую группу персонажей, носящих имена исторических лиц, но художественными образами не являющихся. Так, фигуры министров Клейнмихеля и Бароша, парижского перфекта Мопа, московского обер-полицмейстера Цынского,бранд­ майора Тарновского, балерины Санковской, депутатов Греви, Бюф­ фе, Деказа, Кассаньяков и многих других не несут на себе обяза­ тельной для художественного образа функции обобщенного очра- жения действительности. В то же время они не воспроизводят того -особого и неповторимого, что присуще этим деятелям как лич- 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=