УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
В какой-то мере имя и в этом случае остается средством харак теристики образа, а не только оценки.'Но так как основная подроб е н характеристика действующих лиц дается иными средствами, естественно, что эта функция имени оказывается очень ослаблен ной. Гораздо ярче она выступает у имен персонажей следующих групп, поэтому анализ ее мы дадим дальше. б) Неразвернутые образы. Эта группа персонажей — одна из наиболее многочисленных в очерках «За рубежом». Среди «неразвернутых образов» мы нахо дим представителей самых разнообразных типов современной сати рику русской и зарубежной действительности: и аристократов, я бюрократов, и купцов, и генералов, и бонапартистов, и многих дру гих. При этом очень важно отметить, что тот или иной тип нередко представлен целой серией силуэтов, появляющихся в разных час тях книги. Имена этих персонажей всегда очень ярки и выразительны. Мы почти не находим у Щедрина «нейтральных» фамилий (даже фа милии реальных лиц, как мы увидим дальше, теряют в его произве дениях свою природную нейтральность). В основе создаваемых сатириком фамилий всегда лежит образ, обычно очень ясный и конкретный. Имя героя вызывает в сознании читателя живое представление о каком-то предмете, признаке, а ча ще всего —• действии. Круг явлений действительности, отбираемых писателем в качестве исходного образа, очень широк и рознообра зен. Ср., напр.: блоха (Блохин), щука (Hecht, Гехт), толстый лоб (Толстолобов), разувать (Разуваев), колупать (Колупаев), драть (Дерунов), бедокурить (Бедокуров), рыдать (де Сангло), губигь души (Душегубцев), шлепать губами (Губошлепов), читать по складам (Буки-аз-ба, Букиазба) и др. Но при всем своем различии эти исходные образы имеют од но общее свойство: все они обладают потенциальной способ ностью порождать широкий круг вторичных ассоциаций, источник которых лежит не в самом предмете или действии, а в их социаль ном осмыслении. Это свойство ярко выступает при сопоставлении этих образов с другими, не менее конкретными, но не вызывающи ми такого рода ассоциаций, напр., «мячик», «носок», «береза» и т. д.; действия: рисовать, ехать, полоть, бросать и др. Эти образы, так сказать, «замыкаются в самих себе» и лишь в индивидуальных случаях могут рождать ассоциации психологического порядка (мя чик — прыгать — легкомыслие, непоседливость; береза—красота, чистота, девушка; бросать — непостоянство и т. п.). Образы, используемые как основа личного имени у Щедрина,, неизбежно влекут за собой целую цепь ассоциаций, примерно оди наковых для всех носителей русского языка: Насофеполежаева - полежать на софе (зрительный образ)—отдыхать, ничего не делать, Жить без забот — безделье, тунеядство, паразитизм. Блохин - блоха (зрительный образ) — кусаться, причинять боль,, сосать кровь; маленькая, живет в грязи, «нечистое» — мелкий,. 57'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=