УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
лом Ибудущем. Это несколько сближает их с символическими об разами Свиньи, Мальчика без штанов и т. д. Но, в отличие от пос ледних, они п р е д с т а в л я ю т с я Щедриным читателю как ре альные люди, как индивидуумы. И как раз личное имя является лажным средством их индивидуализации, оно резко отграничивает эти образы от символических. Но эти «индивиды» интересуют писателя лишь постольку, пос кольку в них отражается «общее», поскольку они воплощают в се- <бе ту или иную тенденцию или сторону действительности. Это опять сближает их с символическими образами. Существенное отличие этих «символов» от собственно-символов (напр., «Свинья») состо ит в том, что обобщаемые в них стороны действительности не явля ются новыми ни для Щедрина, ни для его читателя. Сатирик при бегает к беглым характеристикам именно тогда, когда он знает, что читателю достаточно одного намека, чтобы восстановить дан ный тип во всех его определяющих чертах. Этим намеком очень часто служит имя персонажа. Но характер «значимости» имен и фамилий как раз вернутых, так и бегло очерченных персонажей в очерках «За рубе жом» далеко не всегда одинаков. С этой точки зрения нам представляется целесообразным раз делить образы этого произведения на несколько групп: 1. Собственно-щедринские персонажи, созданные сатириком в очер- §: ках «За рубежом» или пришедшие сюда из других его произве- I дений. С а) Развернутые образы основных действующих лиц. I б) Неразвернутые образы («силуэты»). 2. Персонажи, пришедшие из произведений других писателей. -3. Исторические лица, выступающие под собственными или вы- р мышленными именами. VНиже мы постараемся показать, в чем состоит специфика каждой из этих групп.* 1. Собственно-щедринские персонажи Выше мы уже говорили об общих характерных чертах щедрин ских личных имен, о том, что эти имена, как правило, не только да ют своим носителям определенную индивидуальную характеристику (и притом характеризуют личность в целом, а не только один из ее признаков), но и относят данный персонаж к определенному со циальному типу. Теперь, на материале очерков «За рубежом», мы постараемся показать, как соотносятся между собой эти функции в тех или иных конкретных случаях, а). Основные действующие лица. I. Основные действующие лица очерков представляют собою об разы-характеры. Типические черты определенной социальной груп пы сочетаются в них с индивидуальными, неповторимыми приме тами личности. Все эти образы раскрываются писателем доста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=