УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
его социально-политическую физиономию, выносят ему ясную не двусмысленную оценку. Так как таких персонажей очень много, то лишь сопоставляя их между собой, можно прийти к определенным выводам о том, какая «сторона» имени дает персонажу индивидуальную, морально-пси хологическую характеристику и что в нем является «базой» харак теристики социальной, или, иначе, какими путями и приемами дос тигает Щедрин «двойной значимости» личных имен. Приемы эти очень разнообразны. Основные из них мы попыта емся раскрыть ниже, исходя из материала очерков «За рубежом» но привлекая для сопоставления и имена персонажей из других произведений сатирика. 4 В очерках «За рубежом» мы встречаемся с очень большим коли чеством самых разнообразных персонажей, отличающихся друг от друга и по своему значению в общей композиции произведения, и но методам художественного воплощения, и по глубине и подроб ности раскрытия образа, и по «источникам», откуда эти персонажи приходят в очерки «За рубежом», и по особенностям структуры и функций их личных имен и заменяющих их названий. В центре произведения стоит образ Рассказчика. От его имени ведется повествование, и он выступает в произведении как лишен ное личного имени «Я». Во время своего путешествия по странам Европы он встречается с разными лицами. Эти лица в той или иной мере действуют на страницах книги и потому могут быть названы действующими лицами. Основных действующих лиц в этом произ ведении 8, не считая Рассказчика. 7 из них имеют личные имена (Удав, Дыба Твэрдоонто, Лабуле, Блохин, Старосмыслов, Капотт), один не имеет имени и называется просто «Земец». Особую групп\ составляют символические образы, появляющиеся в сновидениях Рассказчика и, естественно, не имеющие индивидуальных имен (Мальчик в штанах, Мальчик без штанов, Свинья, Правда). Почти все остальные образы — это образы «недействующих» лиц, т. е. бо лее или менее эскизные, очень лаконичные характеристики, давае мые как от лица Рассказчика, так и от лица других действующих лиц. Не ставя перед собой задачи дать подробный анализ этих очень разнообразных персонажей, мы ограничимся лишь общей ха рактеристикой основных приемов их создания и постараемся ука зать их основные функции в произведении, так как без этого нель зя понять и особой функции их личных имен.1 Подавляющее большинство этих образов является неразверну тыми. В очерках отсутствует их психологическая характеристика, ничего не говорится об их привычках, об образе жизни, о их прош 1Подробнее анализ основных образов этого произведения дается в нашей статье об образе Рассказчика в очерках «За рубежом», утвержденной к печа ти в «Ученых записках» Моск. гор. пед. ин-та им. Потемкина, т. 8. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=