УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Собакевича — крестьянина, приказчика, Манилова — мелкого чи- новника или актера, Коробочку — губернскую даму, содержатель­ ницу постоялого двора или ключницу. Типы, созданные Гоголем,- эТо гениальные обобщения, выросшие на почве русской социальной действительности, но в основе этих обобщений лежит не социаль­ ный, а морально-психологический признак. И эта природа гоголев­ ской типизации получает точное отражение в природе его имён. ЦИмя у Щедрина совмещает в себе функцию морально-психологи­ ческой характеристики сфункцией, характеристики социальной. Оно всегда или почти всегда «относит» данное лицо с его индивидуаль­ ными признаками к той или иной социальной группе. И мы склонны считать, что именно эта вторая функция является для Щедрина ве­ дущей. Так, е^ли Манилова можно представить себе и чиновником, и литератором, и актером, то княгиня Насофеполежаева — это именно княгиня, бездельница не по психической, а по социальной природе; Колупаев — не только хищник и мелкий мучитель, но именно русский купец, «из грязи» лезущий «в князи», из крестьян­ ских грошей делающий свои миллионы, Оболдуй-Щетина-Ферлакур — это именно эмигрант, по воле рока явившийся к нам «на ловлю счастья-и чинов» и легко примиривший в себе грубость, дикость, бескультурье русского провинциального дворянства с некоторой французской «куртуазностью». i Очень важно подчеркнуть, что обе эти характеристики явля ются не прямыми, и притом обе они даются на основе одного и того же образа. Даже в том случае, когда имя многочленно, оно создает един ы й образ, — напр., Оболдуй (ср. балда, дурак) —Щетина «заросший, небритый, дикий; ср. также — свинья) — Ферлакур (фр. ухаживать, строить куры) — личность характеризуется в с е ­ ми этими признаками, — и те же признаки определяют соци альное лицо героя. t Поэтому естественно возникает вопрос — как же разграничи ваются эти две функции? Спра-ведливо ли видеть здесь две разные, функции, а не одну, более сложную — функцию «социально-пси­ хологической характеристики»? | Мы думаем, что ответ на эти вопросы не может быть получен в результате анализа отдельных имен, а лишь в результате исследо нация всей совокупности имен, созданных Щрдриным во всем его творчестве или, хотя бы, в одном из его крупных произведений. | Одна из особенностей творчества великого сатирика состоит в том, что в каждом из его произведений фигурирует, наряду с основ­ ными действующими лицами, множество второстепенных персона нсей (только в очерках «За рубежом», при 8 основных героях, об- •Чее число персонажей — около 80). Эти образы часто очерчивают­ ся писателем очень бегло, — им посвящается иной раз всего по 2—3 фразы. Но большинство из них имеют собственные имена, ко­ торые, благодаря своей выразительности, сами «формируют» об- Раз: указывают отличительные признаки индивида, раскрывают 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=