УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
Это ощущение связано с тем, что имена у Островского социаль но значимы. Драматург, глубоко изучивший ту жизнь, которую он описывал, сумел уловить и передать специфику имен и фамилий, характерных, типичных для определенных социальных групп рус ского общества: несколько искусственные фамилии русских акте ров (Счастливцев и Несчастливцев, Отрадина и др.), ’ дворянские «благородные» и церковные фамилии и иа-ский, купеческие и ме щанские на -ов и -ин (Большов, Подхалюзин) и др. То же следует сказать и об именах (Арк а дий Счастливцев, Тит Титыч, Ли почка, Катерина; Борис — более «благородное» имя и др.). Т. о., первая и основная функция фамилии и личного имени у Островского состоит в том, чтобы отнести данное лицо к опреде ленной социальной группе. И лишь на этом фоне для него оказы вается возможным использовать имя как дополнительное средст во индивидуальной характеристики персонажа. Это достигается путем наполнения данной словообразовательной модели опреде ленным лексическим содержанием (Риз-положенский, ср. пить до положения риз; Под-халюз-ин — ср. подхалим и др.). 3 М. Е. Салтыков-Щедрин широко известен как великий мастер создания и использования острых, разящих имен-хараюеристик. Нас поражает огромное разнообразие созданных им имен, неисто щимая изобретательность сатирика, неожиданность его сопоставле ний, меткость и глубина заключенного в имени образного обобще ния. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих имен, чтобы сразу почувствовать огромную силу их эстетического воздействия: пенкосниматель Неуважай-Корыто и откупщик'Мерзоконаки; кня гиня Пасофеполежаева и князь Унеситымоегоре; статский совет ник Неослабный и генерал-майор Отчаянный; священники Вос- сияющий иИона Вочревебывший; помпадур, князь де-ла Клюква и генерал Крокодилов; статский советник, начальник отделения в департаменте оговорок, Антон Юстович Жюстмилье и его началь ники Мямлин и Вожделенский; бывший эмигрант, ныне князь Оболдуй-Ощетииа-Ферлакур и «заезжий человек» маркиз де Безе; репортер Подхалимов, бесшабашные советники Удав и Дыба, граф Твэрдоонто и князь Букиазба и мн. другие. До Создавая имена своих персонажей, Ш,едрин, прочно опираясь на богатую традицию, созданную в русской литературе его предшест венниками, разрабатывает новые приемы и методы образной харак теристики героя чррез его имя и сообщает имени такие функции, Которых оно не имело ни у Грибоедова, ни у Гоголя, ни у Остров ского. Ближе и непосредственнее всего Шадрин связан в этом отноше нии с традицией, идущей от Гоголя. Обоих писателей сбли жает то, что имя используется ими не как прямое указание на ка- кукз-то черту внутреннего облика или поведения персонажа, а как 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=