УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Это ощущение связано с тем, что имена у Островского социаль­ но значимы. Драматург, глубоко изучивший ту жизнь, которую он описывал, сумел уловить и передать специфику имен и фамилий, характерных, типичных для определенных социальных групп рус­ ского общества: несколько искусственные фамилии русских акте­ ров (Счастливцев и Несчастливцев, Отрадина и др.), ’ дворянские «благородные» и церковные фамилии и иа-ский, купеческие и ме­ щанские на -ов и -ин (Большов, Подхалюзин) и др. То же следует сказать и об именах (Арк а дий Счастливцев, Тит Титыч, Ли­ почка, Катерина; Борис — более «благородное» имя и др.). Т. о., первая и основная функция фамилии и личного имени у Островского состоит в том, чтобы отнести данное лицо к опреде­ ленной социальной группе. И лишь на этом фоне для него оказы­ вается возможным использовать имя как дополнительное средст­ во индивидуальной характеристики персонажа. Это достигается путем наполнения данной словообразовательной модели опреде­ ленным лексическим содержанием (Риз-положенский, ср. пить до положения риз; Под-халюз-ин — ср. подхалим и др.). 3 М. Е. Салтыков-Щедрин широко известен как великий мастер создания и использования острых, разящих имен-хараюеристик. Нас поражает огромное разнообразие созданных им имен, неисто­ щимая изобретательность сатирика, неожиданность его сопоставле­ ний, меткость и глубина заключенного в имени образного обобще­ ния. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих имен, чтобы сразу почувствовать огромную силу их эстетического воздействия: пенкосниматель Неуважай-Корыто и откупщик'Мерзоконаки; кня­ гиня Пасофеполежаева и князь Унеситымоегоре; статский совет­ ник Неослабный и генерал-майор Отчаянный; священники Вос- сияющий иИона Вочревебывший; помпадур, князь де-ла Клюква и генерал Крокодилов; статский советник, начальник отделения в департаменте оговорок, Антон Юстович Жюстмилье и его началь­ ники Мямлин и Вожделенский; бывший эмигрант, ныне князь Оболдуй-Ощетииа-Ферлакур и «заезжий человек» маркиз де Безе; репортер Подхалимов, бесшабашные советники Удав и Дыба, граф Твэрдоонто и князь Букиазба и мн. другие. До Создавая имена своих персонажей, Ш,едрин, прочно опираясь на богатую традицию, созданную в русской литературе его предшест­ венниками, разрабатывает новые приемы и методы образной харак­ теристики героя чррез его имя и сообщает имени такие функции, Которых оно не имело ни у Грибоедова, ни у Гоголя, ни у Остров­ ского. Ближе и непосредственнее всего Шадрин связан в этом отноше­ нии с традицией, идущей от Гоголя. Обоих писателей сбли­ жает то, что имя используется ими не как прямое указание на ка- кукз-то черту внутреннего облика или поведения персонажа, а как 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=