УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
признаков, которые обусловлены сущностью характера и могут служить «ключом» к образу (Молчалин, Репетилов). | Сущность эстетического воздействия гоголевских фамилий со стоит в том, что каждая их них вызывает в душе читателя очень разнообразные и в деталях, вероятно, индивидуальные ассоциа ции, которые, в свою очередь, определяют собой восприятие пер сонажа читателем. Некоторые фамилии, созданные Гоголем, внешне напоминают прозвища, например, Яичница, Земляника, Коробочка и др. Но это сходство лишь кажущееся. В действительности эстетический эффект этих фамилий имеет иной характер и иные основы. Проз вище всегда дает определенному лицу характеристику по какому-то бросающемуся в глаза признаку. Прозвище может быть прямым (напр. «Скряга», «Трепло», «Хромой», «Рыжик») или образным. Но если в основе прозвища лежит образ, он должен быть ясен и более или менее однозначен, т. е. всем должно быть понятно, каков об щий признак, сближающий данный предмет и данного человека. Напр., «Каланча» — длинный, ср. у Михалкова — Дядя Сте па по прозванию «Каланча», «Бомба», «Бомбовоз» — толстый, «Ероплан» (аэроплан) — быстрый, верткий, «Сапожник» — неу мелый и т. д. Гоголевские фамилии типа «Яичница» не подсказывают читате лю такого признака. Они вызывают в сознании не представление о признаке, а представление о предмете со всеми его признаками. Такое сопоставление человека с предметом, в данном случае -— с кушаньем, явно подчеркиваемое Гоголем (ср. реплику Жевакина в ответ на представление Яичницы: «Спасибо, я тоже перекусил»), безусловно, имеет целью снижение образа персонажа, носящего это имя, делает его смешным. Читатель невольно ищет в персонаже черты, оправдывающие его имя. Но так как эти черты не лежат на поверхности, он должен проникнуть в существо образа. И тог да он увидит, что основанием.для сближения является низменность интересов персонажа, узость и ограниченность его кругозора, от сутствие в нем подлинно человеческих качеств, его «неодушевлен ность». Конечно, каждая из фамилий этого рода ведет к этому вы воду разными путями, «Яичница» рождает одни ассоциации, «Зем ляника» другие, «Коробочка» третьи. Но все они, в общем, подска зывают читателю единый план восприятия и оценки своих носите лей как существ, морально и интеллектуально неполноценных. Но не все фамилии, созданные Гоголем как средство косвенной характеристики персонажа, имеют в основе такой «зримый» об раз. Так, мы не можем «представить себе» никакого «предмета», который ассоциировался бы с фамилией «Сквозннк-Дмуханов- ский», «Ляпкин-Тяпкин», или «Хлестаков». Но все мы чувствуем, что это не просто «выделительные знаки», но и характеристики. Специфика их состоит в том, что они опираются не на основные Чоминативные значения слов («сквозняк», «хлестать», «тяпать» и «ляпать» и др.), а на периферические, неноминативные, образные 4. Ученые записки, т. XI. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=