УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
него это были латинские имена: Сильвам (от silva, лес — «дикий», «лесной») Евгений («благорожденный», дворянин), Филарет (лю бящий добродетель) и др. Позже значащие имена получили широ кое распространение в драматургии XVIII в., в комедиях Сумаро кова, Веревкина, Фонвизина и др., где они создаются уже на рус ской основе: Чужехват, Добров, Честон, Правдин, Милон, Добро любов и др. В классической комедии, которая была в основном комедиен характеров, имя героя служило чаще всего его морально-психоло гической характеристикой. Эта задача облегчалась тем, что поэти ка классицизма склонна была трактовать сами характеры как во площение одной «страсти», если не исключающей другие страс ти, то во всяком случае явно доминирующей над ними (ср. Чужехват — Чесон, Вральман — Правдин, Добров — Злочест, Простаков — Умнов и др.) Лишь изредка в конце XVIII в. имена героев используются в качестве социальной или политической ха рактеристики (Кутейкин, Стародум, отчасти Добролюбов, Криво- судов и др.). В творчестве Грибоедова функция «значащих» имен существен но усложняется. Образы, созданные нм, гораздо многограннее схе матических «характеров» классицизма. Содержание их даже при- ■близителыю не может определяться одной чертой. Соответственно меняется и функция имени. В «Горе от ума» «значащие имена» уже не претендуют на раскрытие внутренней сущности образа, а лишь подчеркивают какое-то одно из свойств своего носителя. Очень важ но обратить внимание на то, что свойство, отраженное в имени, оказывается здесь важным не само по себе, а лишь в отношении ко всему сложному целому. Оно служит как бы «ключом» к пони манию многогранного характера. Так, «молчаливость» Молчалива важна не как индивидуальная психическая особенность, а как од на из характерных форм проявления его общего отношения к жиз ни. Это отношение полностью раскрывается во всем поведении ге роя, в его поступках и речах (ср. реплику: «в мои лета н е до лж- но сме т ь свое суждение иметь»). Имя же — только намек, по могающий читателю проникнуть в существо образа, но не освобо ждающий его от самостоятельных поисков этой сущности. То же можно сказать и об имени «Скалозуб», которое, не раскрывая всей идеи образа, лишь подсказывает читателю ту точку зрения, с ко торой надо смотреть на образ, чтобы легче понять его внутренний смысл. Это справедливо и в отношении других имен героев коме дии (Репетилов, Фамусов, Тугоуховский). В середине XIX в. эта традиция была поддержана и углублена Н. В. Гоголем. Функции значащих имен в его творчестве еще слож нее, разнообразнее и тоньше, чем у Грибоедова. В подавляющем большинстве фамилии героев у Гоголя явля ются своеобразными косвенными, образными характеристиками. Они не называют прямо ведущих черт характера героя (ср. Чуже- .хват, Добров). Они не называют даже тех внешних отличительных 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=