УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
Татьяны и Ольги Лариных, Онегина, Чацкого, Печорина, Пьера" резухова, Андрея Болконского, Наташи и Николая Ростовых. Каж дое из этих имен будит в нашем сознании не только представление' 0 данной, неповторимой личности, но и о каком-то комплексе ду шевных качеств, который, пусть в несколько иной форме, может встречаться и встречается у других людей. Это не значит, конеч но, что все эти имена в равной мере можно признавать значимыми нарицательными единицами национального языка: для этого вы вода необходимы другие критерии, напр., факты нарицательного употребления их в других литературных произведениях, возмож ность образования от них производных слов типа «хлестаковщи на», «аракчеевщина» и др. Но потенциальная способность употреб ления этих имен как нарицательных не подлежит сомнению, ибо с фактами такого рода мы нередко сталкиваемся в индивидуальной речи. 2 В художественном произведении отношения между именем ге роя и самим носителем имени складываются несколько иначе, чем в.обычной жизни. Правда, и здесь для читателя имя героя в пер вую очередь является средством его выделения: не будь имени, чи тателю было бы очень трудно следить за судьбой героя. Но перед., читателем герой предстает уже с тем именем, которое дал ему автор. А автор находится совсем в другом положении, чем родите ли, дающие имя новорожденному младенцу. Автор всегда знает заранее, что он хочет сказать данным образом, каким характером он наделит героя, какова должна быть его судьба. Это позволяет писателю выбрать герою такое имя, которое было бы не только условным выделителем, но и характеристикой, сделать из имени дополнительное средство раскрытия основной мысли, вдохновляю щей его на создание образа, — той мысли, которую мы называем «идеей» образа. Имена литературных персонажей, выполняющие это назначе ние, называются обычно «значащими».1 «Значащие имена» в русской литературе ведут свое происхож дение от эпохи классицизма. Их использовал уже Кантемир, но у 1 Термин «значащие имена» имеет обычно довольно узкий смысл. Так назы вают лишь те имена и фамилии, которые в своей внутренней форме не посредственно раскрывают «идею» образа (напр., Стародум, Чужехват) или прозрачно намекают на нее (Хлестаков, Балалайкин). Такое использо вание имен характерно для литературы эпохи классицизма и для сатиричес кого направления реалистжческой литературы. Мы полагаем, однако, что та кая трактовка понятия «значащего» имени является слишком узкой. Вряд ли можно отрицать, что имена Онегина и Печорина тоже по-своему значи мы, только эго «значимость» иного типа. Природа ее пока еше мало иссле дована. Литературоведам и лингвистам следовало бы пристальнее понаблю дать над работой великих писателей-реалистов, — Достоевского, Толстого, Чехова, Островского и др.,-—над созданием выразительных имен, над прин ципами их создания и над природой их эстетического воздействия. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=