УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
становится значимым элементом речи и мысли. И первоначальная условность связи между именем и его носителем обычно нисколько не мешает имени выполнять свое назначение в обществе. Правда, нередки случаи, когда та или иная черта внешнего или внутреннего облика человека так сильно бросается в глаза окру жающим, что они чувствуют потребность как-то отразить ее в самом обозначении человека. Эта потребность создает прозвища, как бы компенсирующие природную бледность и невыразительность имени. Но нельзя не обратить внимания и на другой процесс, который в развитых, цивилизованных обществах связан со все большим со кращением удельного веса прозвищ. Это процесс развития «вторич ной значимости» самых имен. Имя человека, ярко воплощающего в себе определенные свойства, нередко становится нарицательным в том кругу, к которому принадлежит этот человек, начинает упо требляться как средство характеристики других людей. Вероятно, каждому из нас приходилось слышать и употреблять фразы тако го типа: «Как бы этот новый сотрудник не оказался Романовым!» «Побольше бы нам Сергеевых!» «Сколько еще у нас Скворцовых!» и т. п. Эти нарицательные значения имен и фамилий большей частью остаются известны лишь узкому кругу лиц, знающих данного чело века и его свойства. Обычно они недолговечны и забываются пос ле того, как носитель имени выбывает из коллектива. Лишь в ред ких случаях имя или фамилия в нарицательном смысле могут стать достоянием национального языка. Это случается тогда, когда данная личность оставляет после себя добрую или, чаще, недоб рую память, когда деятельность ее широко известна всему народу и вызывает примерно одинаковое отношение к себе со стороны большинства людей. Ср., напр., имя Суворова с одной стороны, Аракчеева — с другой. Гораздо чаще нарицательный характер приобретают имена и фамилии литературных персонажей. Образы, созданные великими художниками, воспринимаются нами так же живо и непосред ственно, как реально существующие люди, а ведущие черты их характеров, благодаря искусству писателя, предстают перед нами еще более выпукло. К тому же с этими образами знакома вся или почти вся нация, и все представители нации воспринимают эти об разы более или менее одинаково. Так, элемент нарицатель- ности для русских людей заключается не только в именах Митро фана, Молчалина, Скалозуба, Хлестакова, Беликова, но и в именах 1 Эти нарицательные значения формируются, конечно, в составе сравнитель ных оборотов типа: «рычит на всех, как Скворцов», «глуп, как Петров», «склочничает, как Сидоров» и т. п. Ср. также сравнения с историческими лицами, с литературными героями: «врет, как Хлестаков», «буянит, как Ноздрев», «тупа, как Коробочка». Или, иронически: он у нас пишет стихи почти как Пушкин». Откуда: второй Иванов, Сидоров, Ноздрев, Пушкин, и просто Петров, Сидоров, Пушкин. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=