УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

справедливо порицает тех, которые пишут, например, что «Во­ довозову надо носить воду» (XIII. 257).1 Но, высмеивая подобных авторов, Достоевский и сам не чужд этой слабости и в своих художественных произведениях, публицистике и письмах этот прием многократно практикует: М-г Творогов походил более на окаменелость, чем на M r Творогова. I, 422 Гвоздилов до сих пор еще гвоздит свою капитаншу... Tenepi уже Гвоздилов гвоздит чуть не из принципа...2 IV, 64 Такая филиппика от Николая Филипповича... XIII, 259 К арестанту Сироткину его сотоварищи обращаются: — Эх ты, Сироткин... сирота ты казанская... III, 341 А в «Двойнике» мы читаем: ...Какая-то писарская фигурка... писаря Писаренко. I, 205 Совершенно сходное находим и в письме Достоевского к жене «Губин все погубил» («Письма к жене», стр. 126, № 64), а рас­ сказывая брату Андрею Михайловичу о неприглядной роли, которую министр Валуев сыграл в закрытии журнала братьев Достоевских «Время», Федор Михайлович заканчивает свой рассказ словами: «Он поступил как настоящий Виляев, как у нас. теперь называют Валуева».3 Очень часто нарицательная значимость фамилии героя должна., по намерению автора, характеризовать его носителя. Так, об одном персонаже из «Записок из подполья» сообщается, что это был Трудолюбов... способный рассуждать только об одном: производстве. IV, 150. А у другого персонажа из «Села Степанчикова», у которого костюм его, несмотря на шик, был как-то потерт и скуде: и в лице его было что-то как будто тоже потертое,—II, 325 фамилия, так соответственно, Обноскин. Нередко Достоевский, совершенно обнажая свой художествен ный прием, не только дает своему литературному герою соответ­ ствующую фамилию, но и сам (дополнительно) об этом говорит Так, в черновых вариантах к «Преступлению и наказанию» мы читаем: «Мармеладов — сахарная такая фамилия».4 И еще ярче это выступает в отношении кдругому персонажу из «Преступления и наказания», Разумихину. Об уме Разумихина упоминается 1 См., например, у Д. Д. Минаева: — Гейне! Прачек, водовозов Познакомлю я с тобой. Только встань!... и Водовозов На могилу пал с мольбой. («Рекреационные часы Михаила Бурбонова». «Искра» 1864, Л» 8, отдел «Искорки». Курсив мой). 2 Здесь Достоевский повторяет каламбур Фонвизина («Бригадир», действ. IV, явл. 2.). 3 «Воспоминания Андрея Михайловича Достоевского», стр. 309. 4 См. «Неизданные материалы «Преступления и наказания». Подготовка к печати И. И. Гливенко. ГИХЛ, 1931, стр. 198. . 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=