УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

смерти, и «завтра», собираясь покончить с собой, Митя этот «забор» перескочит...1 Примечательно, что и в речи прокурора вновь появляется этот «забор», тоже как символ, но уже в новом, третьем значении. «Забором» именует прокурор отпирательство Мити от отцеубийства. — В смерти отца невиновен! — вот пока наш забор, а там, за забором, мы, может быть, еще что устроим, какую-нибудь баррикаду. X, 382. Так единое слово («забор») разветвляется на множество .смыслов, и ветви эти между собою переплетаются; смыслы, как волны, взаимно интерферируют, друг друга отражая, преломляя и усиливая. Попутно отметим, что, в соответствие «забору» в речи проку­ рора, находим аналогичное жонглирование на «двери» в речи защитника. Открытая дверь в саду убитого Федора Павловича, о которой упорно свидетельствует Григорий, является, как известно, одной из тягчайших улик против Дмитрия. И вот, никак не умея объяснить этого «факта» (на самом деле не существовавшего: Григорию это просто померещилось), Митя на предварительном следствии восклицает: «Дверь! Это фантом! Бог против меня!» Позже, уже под арестом, он выражается еще решительнее: «Дверь черт отворил» (Х,270). Что же делает с этой «дверью» защитник Мити? Желая ослабить впечатление от показания Григория, Фетюкович анализирует состояние свидетеля — «оче­ видца»: оказывается, Григорий в ту роковую ночь принял в каче­ стве лекарства крепкий настой спирта, а раз так, умозаключает защитник, то испив «стаканчика полтора чистенького спиртику... можно и «райские двери отверзты» увидеть, не то, что дверь в сад» (Х,329). Так обыкновенная («вещественная», сказал бы Мйтя) дверь, вращается во всех направлениях и, действительно, превращается в какой-то «фантом»: у подсудимого — чертов, у защитника — райский... > Мы остановились на этих примерах («дорога», «переулок», «забор», «дверь»), как на наиболее характерных, но подобными образами изобилуют все произведения Достоевского, и «Бр. Ка­ рамазовы» в особенности. Даже само название главы, откуда нами последние примеры заимствованы, не лишено некоторой символич­ ности. Глава называется «В темноте». Потому ли, что действие ее происходит ночью, в темном саду? Да, поэтому. Но также и потому, что р самый важный роковой момент, когда Федор Павло­ вич высовывается из окна, а Дмитрий заносит над ним пестик, готовый его поразить, повествование резко и внезапно обрывается авторскими многоточиями, и мы еще долго на протяжении романа остаемся в неведении (личные показания Дмитрия ведь для нас необязательны, а улики все против него), кто же старика Кара- 1 Так же осмысляет слово «забор» и герой .«Подростка»: «Я сразу сломал все заборы и полетел в пространство». 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=