УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Я всегда переулочки любил, глухие и темные закоулочки, за площадью, — там приключения, там неожиданности, там самородки в грязи. Я, брат, аллегорически говорю, у ’ нас в городишке таких переулков вещественных не было, но нравственные были. IX, 110. И возвращаясь к тому же образу-символу («переулок»), он и при другой встрече с Алешей говорит о брате Иване и себе: Судьба свершится, и достойный станет на место, а недо­ стойный скроется в переулок, — в грязный свой переулок, в излюбленный и свойственный ему переулок... и прощаясь с Алешей, он снова применяет этот символ: — Да куда же ты пойдешь? — В переулок. — Гак это к Грушеньке! — горестно воскликнул Алеша X, 119. Так для Мити «переулок вещественный» трансформируется в «переулок нравственный».1И именно от него, исступленного своего братй, и Алеша этим символом начинает оперировать совсем как Митя. Когда друг его юности Ракитин, шедший с Алешей некоторое время по одному пути (опять понимай «путь» не только буквально), озлившись, крикнул ему: — Знать я тебя не хочу больше отселева. Пошел один, воч твоя дорога. — И он круто повернул в другую улицу, оста вив Алешу одного, — X, 37. то Алеша, придя к себе и вспомнив Ракитина, подумал: Ракитин ушел в переулок. Пока Ракитин будет думать о своих обидах, он будет всегда уходить в переулок. X, 38. Куда «переулок» выведет Ракитина, мы из незаконченного романа Достоевского сведений не имеем, но Митю, мы знаем, привел он в тупик — к «забору», тому самому, у которого окрова­ вил он Григория и который Мите преградил, перегородил всю его жизнь. И этот «забор»" как и «переулок», тоже становится для Мити великим символом. Когда служанка Грушеньки Феня, видя его окровавленные руки, спрашивает, что с ним произошло, Митя ей отвечает: Это кровь, Феня, это кровь человеческая... тут один забор (он глядел на нее, как бы загадывая ей загадку), один высокий и страшный на вид, но... завтра на рассвете, когда «взлетит солнце», Митенька через этот забор перескочит... Не понимаешь, Феня, какой забор, ну да ничего... все равно, завтра услышишь, все поймешь. X, 73. Так переулочный забор, который он перепрыгнул после удара, нанесенного Григорию (Х,70—71), забор реальный, забор, выра­ жаясь его собственным слогом, «вещественный»- ^неимоверно вырастает в «высокий и страшВый» забор, отделяющий жизнь or 1 Ср. также слова Мити «Смрадный переулок и инфернальница». (IX, 1.л) 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=