УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

прибедниться, «слазарничать». Мы так это и понимаем. Но когда- непосредственно за этим на свидании у Раскольникова с Порфи- рИем Петровичем между ними происходит диалог именно о Лазаре: — И в воскресенье Лазаря веруете? — Ве-верую. Зачем вам все это? — Буквально веруете? — Буквально, — то мы не можем не насторожиться. Что означают эти странные и неуместные в устах следователя расспросы о Лазаре, не хотел ли проницательный и по-своему тонкий Порфирий Петрович показать Раскольникову, что он понял намерение Раскольникова- «петь Лазарк» и вот представляет ему возможность выполнить это буквально? А со стороны Раскольникова, как нам следует понимать его утвердительные ответы: действительно ли он, пре­ ступник и убийца, верует «буквально» в воскресенье Лазаря, или он действует по намеченной программе: «петь Лазаря, и петь натуральнее»? Получается возможность двоякого толкования .его ответа: под одним, явным, смыслом вскрывается другой, скрытый и... противоположный. Здесь, как, впрочем, и повсюду у Достоев­ ского, сочетаются pro и contra.1Это, однако, не только не ослаб­ ляет, а, наоборот, еще усиливает действенность впечатления, ибо, как верно говорит Лихтенберг, самый прочный фундамент— тот, в котором над каждым «рго» кладут слой «contra». Тем более, когда эти «рго» и «contra» не противопоставлены только, а и взаимопе- реплетены, так как по концепции Достоевского Раскольников не только подобится, но и подобен Лазарю. Обнаруживается это с особенной наглядностью уже в другой сцене, и опять... с Лазарем. Мы разумеем знаменитую сцену, в которой Соня Мармеладова читает Раскольникову из евангелия про смерть и воскресение Лазаря: Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит к гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: «Отнимите камень». Сестра умершего Марфа говорит ему: «Господи! уже смердит, ибо четыре дни, как он во гробе». Она энергично ударила на слово: «четыре».2 V, 267. 1 В этом отношении характерные для Достоевского такие оглавления, как «Рго и contra», «Контроверза», «Палка о двух концах» н друг. 2 В одном из писем к брату Михаилу Достоевский писал о своем отбывании каторги: «Те четыре года я считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу» («Письма» Достоевского т. I, стр. 147—148). В тех же самых выражениях говорит Достоевский о своих четырех годах каторги, как о четырех днях Лазаря во гробу. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=