УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Доктор филологических наук, профессор М. С. АЛЬТМАН ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО Настоящая статья является одной из глав подготовляемой мною монографии о языке литературных героев Достоевского я о стиле его самого. Все исследователи, анализируя личность и творчество Достоевского, констатируют крайнюю сложность и противоречивость его идеологии, двузначность, а порой и много­ значность его идейно-художественных концепций. Эта противоречивость творческого и жизненного пути Достоев­ ского не в том только, что тот, у чьей литературной колыбели стоял Белинский, восторженно приветствовавший его первое произведение «Бедные люди», стал впоследствии соредактором самого мракобесного в царской России журнала «Гражданин», и стоявший на эшафоте политический ссыльный петрашевец стал другом и идейным соратником Победоносцева; нет, не в том только противоречивость Достоевского, что он был вначале одним, а стал затем полярно другим, а в том, что и став «другим», он не пере­ ставал быть «прежним». Если автор «Бр. Карамазовых» одно из действующих там лиц аттестует словами: «Прежний и бесспорный», то о нем самом, пожалуй, можно было бы сказать: «Прежний, но... спорный». О Достоевском нельзя сказать, что он поклонился всему, что’сжигал, и сжег, чему поклонялся; нет, он одно в р еме нно поклонялся и сжигал, сжигал и поклонялся. Примечательно, что даже в то время, когда он создавал свой злобный памфлет против нечаевцев «Бесы», он все же сказал, что, если не Нечаевым, то нечаевцем стать бы мог и сам. Жадный созерцатель, выражаясь его же словами, одновре­ менно «двух бездн», автор «Двойника» оставался всю жизнь и сам «двойником». Заглавие одной из книг «Братьев Карамазовых» — Pro u contra (За и против) — могло бы, в известной степени, быть заглавием всех его книг. Эта двузначность идеологии Достоевского, противоречивость мировоззрения и даже мироощущения Достоевского не могла не сказаться и на особенностях его стиля. И одной из таких кардина­ льных особенностей языка литературных героев Достоевского и стиля его самого является использование лексической многознач­ ности (полисемии), т. е. употребление слова или выражения не 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=