УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
3. Работа по картинке (обзор журнальных статей). 4. Характеристика нового учебника по русскому языку для пятых—седьмых классов С. Г. Бархударова и С. Е. Крючкова. 5 Методические приемы при обучении пунктуации (брошю ры Абакумова, Ломизова, Дудникова.). Таким образом, 15 студентов имели возможность активно выступить на занятиях (по каждой теме выделялись один ос новной докладчик, два содокладчика). Остальные студенты гото вили аннотации на прочитанные ими книги в письменной форме. Наиболее удачные аннотации мы оставляем в кабинете и переп летаем их, создавая таким образом интересные тематические ка талоги. Как правило, студенты активно слушают и обязательно запи сывают наиболее интересные положения, выводы, которые де лает докладчик, а затем преподаватель. Иногда они прерывают выступления докладчика, требуя повторить изложенное. Неред ко докладчик иллюстрирует свое выступление записями или чертежами на доске, демонстрацией эскиза наглядного пособия, о котором он рассказывает. Ограниченность времени не позво ляет нам углубленно рассмотреть каждый вопрос. Но мы не ставим перед собой такой цели. Здесь важно прежде всего, что бы студент,' прочитав ту или иную статью, книжку, ясно отдал себе отчет: зачем же написана книжка? Что рекомендует автор? Какие приемы у него можно позаимствовать? С чем можно не согласиться? Если студент в своем выступлении сумел ответить на эти вопросы, значит, он имеет навыки работы с книгой, зна чит, он разберется в любой литературе- Так мы строим практические занятия по методике русского языка. Конечно, в нашей работе много недостатков и, может быть, даже ошибок. Но думается, что в ней есть основное рацро: нальное зерно, которое заключается в том, что такая постановка работы максимально приближает студентов к школе, к учащим ся, ко всему педагогическому процессу, а следовательно, до неко-. торой степени помогает решить основную задачу педвуза — го товить знающих и любящих свое дело учителей. Многие молодые учителя, вышедшие из стен нашего институ та, неплохо умеют построить интересный урок, добиваются высо кой грамотности учащихся, развития речи. В заключение позволю себе привести выдержки из письма одной молодой учительницы выпуска 1955/56 учебного года, ко торое я только что получила из Омской области: «В 6-м классе применяю самые разнообразные формы рабо ты: и творческие, и объяснительные, и предупредительные, и словарные, и контрольные диктанты; и изложения и сочинения, и грамматический разбор, и деловое письмо- В начале года пи сали сочинение «Осень», а потом, по Вашему примеру, состави ли коллективное сочинение «Золотая осень». Автор лучшего предложения сам его записывал на доске. Это сочинение поме- 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=