УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

3. Работа по картинке (обзор журнальных статей). 4. Характеристика нового учебника по русскому языку для пятых—седьмых классов С. Г. Бархударова и С. Е. Крючкова. 5 Методические приемы при обучении пунктуации (брошю­ ры Абакумова, Ломизова, Дудникова.). Таким образом, 15 студентов имели возможность активно выступить на занятиях (по каждой теме выделялись один ос­ новной докладчик, два содокладчика). Остальные студенты гото­ вили аннотации на прочитанные ими книги в письменной форме. Наиболее удачные аннотации мы оставляем в кабинете и переп­ летаем их, создавая таким образом интересные тематические ка­ талоги. Как правило, студенты активно слушают и обязательно запи­ сывают наиболее интересные положения, выводы, которые де­ лает докладчик, а затем преподаватель. Иногда они прерывают выступления докладчика, требуя повторить изложенное. Неред­ ко докладчик иллюстрирует свое выступление записями или чертежами на доске, демонстрацией эскиза наглядного пособия, о котором он рассказывает. Ограниченность времени не позво­ ляет нам углубленно рассмотреть каждый вопрос. Но мы не ставим перед собой такой цели. Здесь важно прежде всего, что­ бы студент,' прочитав ту или иную статью, книжку, ясно отдал себе отчет: зачем же написана книжка? Что рекомендует автор? Какие приемы у него можно позаимствовать? С чем можно не согласиться? Если студент в своем выступлении сумел ответить на эти вопросы, значит, он имеет навыки работы с книгой, зна­ чит, он разберется в любой литературе- Так мы строим практические занятия по методике русского языка. Конечно, в нашей работе много недостатков и, может быть, даже ошибок. Но думается, что в ней есть основное рацро: нальное зерно, которое заключается в том, что такая постановка работы максимально приближает студентов к школе, к учащим­ ся, ко всему педагогическому процессу, а следовательно, до неко-. торой степени помогает решить основную задачу педвуза — го­ товить знающих и любящих свое дело учителей. Многие молодые учителя, вышедшие из стен нашего институ­ та, неплохо умеют построить интересный урок, добиваются высо­ кой грамотности учащихся, развития речи. В заключение позволю себе привести выдержки из письма одной молодой учительницы выпуска 1955/56 учебного года, ко­ торое я только что получила из Омской области: «В 6-м классе применяю самые разнообразные формы рабо­ ты: и творческие, и объяснительные, и предупредительные, и словарные, и контрольные диктанты; и изложения и сочинения, и грамматический разбор, и деловое письмо- В начале года пи­ сали сочинение «Осень», а потом, по Вашему примеру, состави­ ли коллективное сочинение «Золотая осень». Автор лучшего предложения сам его записывал на доске. Это сочинение поме- 264

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=