УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
студентов с педагогическим мастерством, мы успевали достаточ но хорошо обсудить и сделать по ним основные выводы. Привожу примерные темы спецсеминара. II. Домашние задания и их роль в борьбе за знания и навыки. 3. Методика опроса и текущий учет. 4. Повторение морфологии и орфографии в связи с изучением- синтаксиса. I. Развитие мышления на уроках русского языка. 5. Словарная работа в 5—7 классах- 6. Работа с отстающими учащимися. 7. Правильный почерк — один из факторов, влияющий на грамотность. 8. Основные приемы объяснения нового материала. 9- Грамматический разбор, как средство повышения грамот ности. 10. Приемы закрепления орфографических навыков- тельного. II. Система письменных работ при изучении имени прилага- 12. Творческие работы в 5—7 классах. 13. Внеклассная работа по русскому языку и др. Темы обычно распределялись в начале года; к каждой теме прикреплялось три человека: один — основной докладчик по ос новной литературе, два других студента выступали как содоклад чики по дополнительной литературе- (Берется один, редко два источника). Работу строго регламентировали. Основной докладчик получал 40 минут; содокладчики — по 10 минут; преподаватель для заключения по теме — 15 минут; остальные 25 минут отво дились на вопросы студентов, их выступления. Спецсеминар проходит при большой активности студентов обычно после 1-го тура педпрактики, когда они вплотную столк нулись с необходимостью хорошо знать методику, когда возник целый ряд вопросов уже в процессе работы. Такие семинары мы проводили в течение 3-х лет (1951, 52, 53 г. г.) и считали, что они играют большую положительную роль в подготовке молодых учителей- Но с 1954 года в учебных планах были ликвидированы лабораторные, снят семинар по ме тодике или педагогике. Несмотря на это, студентов необходимо было знакомить с те кущей методической литературой, тем более что в последние годы продукция ее растет и усложняется. Поэтому, пересмотрев еще раз рабочий план практических занятий, мы сумели выделить не менее 10 часов для реферирова ния наиболее интересных книжек по методике русского языка. Были заслушаны рефераты по следующим темам: 1. Работа над безударными гласными (обзор статей в жур нале «Русский язык в школе» за 2 года). 2. Система повторения (в кн. Хлебниковой, Ниловой, Смирно вой) . 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=