УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Он прежде всего обходит все классы, чтобы проверить нали­ чие учащихся, внешний порядок в классе. В каждой комнате •вполголоса занимается 2—3 группы). Затем методист подсажи­ вается к какой-нибудь группе и слушает, как идут занятия. Че­ рез 50 минут по звонку занятия кончаются. Студенты собирают - : ся вместе с методистом в учительской или пионерской комнате и •обмениваются впечатлениями; методист анализирует то занятие, на котором он присутствовал, отвечает на вопросы- И на этих занятиях, так же как при проверке тетрадей, вна­ чале студенты обнаруживают свою полную педагогическую бес­ помощность. Они забывают, что перед ними отстающие дети, и занимаются только опросом, ничего не объясняя; другие, наобо­ рот, говорят только сами, совсем не заставляя ученика думать; ; третьи все занятие строят только на устном объяснении и разбо­ ре, когда ученики почти ничего не записывают; четвертый идет на поводу у лентяя и не может заставить его работать; пятый слишком груб и требователен; шестой ведет занятия в непровег- ренном классе и разрешает ученику небрежно писать каранда­ шом и т. д. Когда идет обмен мнениями о проведенном занятии, методи­ сту адресуется целый поток вопросов — явление, которое не всегда имеет место на обычных практических занятиях. «Как же быть? — Он правила знает, а пишет с ошибками». Или: «Как объяснить правописание частицы ПРИ в слове ПРИчудливый?» и т. д. На занятиях студенты используют наглядные пособия, под­ бирают для своих учеников индивидуальные задания, работают по карточкам. Работа с двумя—тремя учениками дает возмож­ ность студенту обеспечить индивидуальный подход, проверить все то, что ими написано- Каждый студент ведет дневник своих за нятий (очень краткий), который заканчивается отзывом учителя об успехах тех учеников, с которыми занимался студент. Некоторые учителя разрешают студентам присутствовать на уроке, когда опрашиваются их «подшефные» ученики. Это очень интересно, и студенты с удовольствием пользуются разрешением. • Дневники студены сдают методисту и получают оценку за эту работу. Такие занятия обычно продолжаются целую четверть. Мно­ гие студенты добровольно соглашаются продолжать работу с отстающими до тех пор, пока ученики не станут успевать, но эта работа считается уже общественной нагрузкой. «Занятия с отстающими, — пишет в конце своего дневника студентка В, — принесли большую пользу прежде всего мне- Они показали, как тщательно надо готовиться к каждому из них, как подробно продумывать каждое объяснение. Я не сумела достаточно ясно объяснить разницу между придаточным при­ чины и цели — и мы целый час бились над этим вопросом. На следующем занятии мне пришлось объяснять вторично, уже бо­ 259

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=