УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Но чаще всего бывает так, что студенты настолько увле­ каются ходом урока, что забывают вообще что-либо записывать и во время обсуждения могут только восклицать: «Ах, мне очень, очень понравился урок!». Вот поэтому в последние годы мы ст/али помимо общей записи поручать каждому студенту следить за каким-нибудь одним моментом или стороною урока: один следит за поведением учащихся, другой считает, сколько учени­ ков поднято с места, третий хронометрирует части урока, чет­ вертый обязательно записывает ход объяснения и т. д. Вот при •таком «разделении труда» и обеспечивается активность студен­ тов в ходе обсуждения урока, которое следует непосредственно после самого урока. Сначала учитель докладывает о том-, какие цели он ставил, как урок был задуман, что не удалось, что пришлось перестроить на ходу, потом выступают студенты, затем методист. Организация посещения уроков в школе — вещь очень труд­ ная, потому что приходится координировать расписание инсти­ тута и школы, календарный план учителя и свои требования к уроку и т. д., — но во всяком случае необходимая и реально осуществимая. VII. Занятия с отстающими Занятия с отстающими — прекрасная форма практических занятий по методике, которую мы практикуем с 1950 г- Прово­ дим мы их в базовой школе (одна группа студентов) и в сосед­ ней школе (другая группа студентов). Методист заранее дого­ варивается с учебной частью школы о том, в какой день недели во всех классах (с 5-го по 8 -й включительно, а иногда и по 9-й)) будут организованы дополнительные занятия с отстающими. Обычно выбирается единый час между сменами: дети из 1-й смены остаются на 6 -й урок, а 2 -я смена приходит на нулевой. Студенты раскрепляются по классам ( 2—3 человека на класс), каждому студенту дается 2—3 слабых ученика. Первое занятие— открытое — проводит сам учитель русского языка с тем, чтобы показать специфику занятий с отстающими. Открытое занятие обсуждается так же, как и открытый урок. Здесь же учитель бе­ седует со студентами о каждом из своих отстающих учеников, дает указания, чем следует с ними заниматься- Студент составляет план каждого занятия и обязательно (особенно перед первыми 2-3 занятиями) показывает его мето­ дисту или учителю. Занятия во всех классах начинаются одно­ временно. Первое занятие (самое трудное в организационном отноше­ нии), начинается под контролем завуча, учителей русского язы­ ка и методиста. Следующие занятия проходят только под конт­ ролем методиста. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=