УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

с собой на место работы. Во время педагогической практики студенты широко пользуются этим пособием; многие учителя города берут их; областной институт усовершенствования отпе­ чатал их и распространил по области. РАБОТА В ШКОЛЕ VI. Посещение уроков в школе. До сих пор мы говорили о содержании практических занят:::'! в аудитории. Но жизнь заставляет выносить их (занятия) и а школу. С 1950 года наша кафедра практикует работу студентов в школе еще задолго до педпрактики. Радовались мы, когда в 1951 году в программу были введены лабораторные занятия по методике в объеме 38 часов, при наличии 38 часов практических занятий; слегка загрустили, когда в 1954 году программа нам принесла 34 часа лабораторных при наличии 30 часов практике ских; удивились, когда в 1956 году в программе термин «лабора торные занятия» (как раз в то время, когда больше всего гово­ рилось о сближении педвуза со школой) был изъят совсем (при наличии 64 часов практических занятий по методике предпола­ гается отпустить всего часов).? Но какие бы сюрпризы ни приносила программа, мы из года в год ведем студентов в школу и часть работы по методике непос­ редственно осуществляем в ее стенах, вместе с учителями и уча­ щимися. Думается, и впредь будем это делать, изыскивая все средства и возможности. Первый этап работы в школе — это посещение уроков. Не обязательно посещаем уроки в базовой школе: принимают нас и городские школы, где есть мастера педагогического дела. Ста­ раемся посетить не менее пяти уроков: четыре до педпрактики, пятым открытым уроком начинаем практику. Какие уроки посе­ щаем? ‘ I I •' Стабилизировано здесь только два важных требования: по­ сетить уроки в 4, 5, 6 и 7 классах и выбрать такие, чтобы они ох­ ватывали основные типы уроков- Вот примерная тематика уро­ ков, посещенных нами в прошлом году: 1 -й урок — объяснение нового материала в четв. классе, 2 -й урок — объяснение нового материала в пятом классе, 3-й урок — сочинение по картинке в шестом классе, 4-й урок — работа над ошибками в сочинении (6 класс), 5-й урок — грамматический разбор в седьмом классе. Пред­ варительно учитель, дающий урок для студентов, консультирует­ ся с проподавателем методики. Каждый урок должен быть иллю­ страцией к тому, что студенты слышали на лекциях по методике. Перед тем, как итти первый раз на урок, преподаватель инструк тирует студентов, на что обращать внимание, как вести запись урока. 17 Ученые записки, т. XI

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=