УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Каждый учитель-словесник пользуется карточками в различ­ ные моменты обучения учащихся: и при опросе, и во время контрольных работ, и для индивидуальных заданий, поэтому учить, как составлять эти карточки — тоже большое и нужное дело. В один год мы со студентами составляли карточки по фо­ нетике и морфологии для 5-го класса, в другой — по морфоло­ гии для 6 -го класса, в третий год — по синтаксису простого предложения. На одном из занятий мы коллективно устанавливаем, на ка­ кой материал и правила по очередной теме следует подготовить карточки, а потом каждым двум студентам дается конкретное задание. Привожу пример такого разделения материала по теме «Гла- ,,тол» . 1) Правописание частицы НЕ с глаголом. 2) Правописание частицы НИ с глаголом. 3) Неопределенная форма. 4) Неопределенная форма и глагол Ш-го лица. 5) Чередование гласных в глаголе. 6 ) Правописание 1 -го спряжения. 7) Правописание суффиксов прошедшего времени. 8 ) Буква Ь в окончаниях П-го лица. 9) Правописание повелительного наклонения. 10) Правописание условного наклонения. 11) Правописание безличных глаголов. 12) Суффиксы ОВА-ЕВА, ЫВА-ИВА. 13) Правописание приставок с глаголами. Каждый студент должен подготовить по своей подтеме три карточки: одна рассчитана на слабого ученика, другая — на сильного, третья по возможности должна сочетать орфографию с развитием речи. Задание выполняют два студента, значит, карточек должно быть составлено шесть, но все они должны быть разными. В начале карточки составляем на занятиях, при постоянной консультации преподавателя, потом студенты рабо­ тают дома. Составляя орфографические или пунктуационные задачи для карточек, студенты пользуются сборниками упраж­ нений и диктантов, книжками М. В. Ушакова («Орфография в связи с развитием речи»), а также всеми другими пособиями, которые имеются в кабинете. Сначала задачи составляются на листках и сдаются преподавателю. После его просмотра студен­ ты переносят материал на карточки, делая их в двух экземпля­ рах: для кабинета и для себя. Наш кабинет имеет сейчас больше пятисот карточек по всему курсу 5-го и 6 -го класса. Обычно студенты копируют их и увозят V. Работа над составлением карточек. 2SC

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=