УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
В ходе обсуждения конспектов выступать обязаны все, прин цип добровольности здесь отсутствует. Поэтому сначала препо даватель вызывает слабых студентов и они высказывают свое мнение, а потом уже выступают те, кто желает дополнить и воз разить. Так подробно обсуждаем 2—3 конспекта. На каждую тему тратим 2 часа, охватывая все вопросы: какие приемы на уроке, каковы ценность и качество наглядного пособия, насколько удачно его применение в воображаемом уроке, как расположен и оформлен (разговор идет и о почерке) материал на доске, как себя держал учитель. Когда студенты приобретают xoYh бы небольшой навык анализировать уроки, тогда обсуждение проходит уже без спе циальных «нарядов», т. е. каждый студент высказывает свои замечания по всему уроку, обсуждение носит уже не такой под робный характер, и мы стараемся успеть обсудить 2 конспекта на одном занятии. Это с трудом, но все-таки удается, ибо студен ты приучаются беречь время, стараются выступать кратко и сжато. Если конспект или наглядное пособие составлены ориги нально или хорошо подготовлены, мы материал оставляем в ка бинете (это рассматривается как честь для студента), в против ном случае все возвращается автору. Сколько успеваем обсудить конспектов? Это зависит от тогог сколько часов нам дает учебный план на практические занятия до педагогической практики. Конечно, хочется всегда разработать как можно больше тем: каждый студент хочет обязательно высту пить со своим конспектом (не подвергшиеся коллективному ана лизу конспекты сдаются в письменном виде). Иногда в интересах дела приходится изменять первоначальный план. Например, два года назад урок сочинения по картинке разрабатывали три сту дента (эту тему, как исключение, разрешено брагь 2 —3 челове кам). Мы решили всем трем дать возможность прочитать свои конспекты. Все три урока оказались совершенно разными. Один студент во вступительной беседе сообщал биографические све дения о художнике и давал очень краткую характеристику его творчества; другой — эту беседу посвящал выяснению разницы между художником кисти и художником слова; третий — приго товил на плакатах стихи, связанные с темой картины и сначала работал с плакатами, а потом переходил к картине. Своеобразие каждой беседы обусловливало и дальнейшую работу с картиной. Споры поднялись такие горячие, что не обратили внимания на звонок и долго еще обсуждали те приемы, которые нам предло жили авторы конспектов. Но как бы ни были заманчивы темы конспектов, как бы ни была активна группа, интерес к ним пропадает, когда студенты возвращаются с педпрактики. Воображаемый урок интересен до тех пор, пока студент не испытал себя в роли настоящего учите- 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=