УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

тему, так как вся последующая работа по методике расширяет и углубляет у студентов знание школьной программы. I Следующая тема занятий «Методика грамматического раз­ бора» имеет своею целью научить практическому применению методических приемов во всех видах грамматического разбора. ‘Чтобы учитель мог поставить правильно грамматический разбор >'.в классе, он сам должен владеть им совершенно свободно. Эту задачу мы решаем совместно с преподавателями современного «русского языка. К На заседаниях кафедры русского языка мы не раз обсужда- 1 ли вопрос о единой системе грамматического разбора, положив в ■основу методическое письмо Управления школ Министерства ■просвещения, составленное А. В. Текучевым «О грамматическом ■разборе» (изд. 1952 г.). к На практических занятиях по методике мы два часа тратили на освоение единых требований к грамматическому разбору. | р ш занятия проходят почти по типу школьных: студент вызы­ вается к доске, ему диктуется предложение и дается задание [■(сделать тот или иной вид разбора. То, что давалось в лекциях, I теперь осваивается на практических занятиях. После каждого вида разбора, проделанного студентом у Дос- | ки, еще раз, уже более подробно, записываем основные методи- ■ческие требования к фонетическому, орфографическому и дру- |гим видам разбора. За два часа занятий мы успеваем практи- |; чески познакомиться со всеми видами разбора —- тренируются 1 >ке студенты в разборе на практических занятиях по современно I му русскому языку. Чтобы обеспечить единство требований, мы подготовили и вызесили в кабинете 12 таблиц, охватывающих все виды грам­ матического разбора. Таблицами пользуются не только студенты | стационара, но и студенты-заочники, и учителя города и области II. Составление и обсуждение конспектов. В Важнейшее место в курсе практических занятий отводится |ва обсуждение конспектов уроков, составленных студентами. В Темы для разработки таких конспектов сообщаются студен­ там в начале года. Подбираются они так, чтобы конспектами $ррхватить все типы уроков, но не затронуть тематику, которая ' падает на период педпрактики. И это не случайно. Мы стремим­ ся к тому, чтобы студент еще в стенах института практически освоил наиболее трудные темы школьной программы по русско­ му языку: одни темы уроков перед ним раскрываются в лекциях по методике, другие — на практических занятиях, третьи — во время посещения уроков в школе, четвертые — во время педаго­ гической практики. Таким образом, выходя из института, добро­ совестный студент увозит с собой около сотни, а иногда и более конспектов уроков, разработанных более или менее подробно 249

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=