УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
подавателей методики как столичных, так и периферийных пед вузов, ибо только совместные усилия и дадут наиболее правиль ный ответ. Озобочены необходимостью взвесить свой опыт и мы. Настоящий доклад и имеет целью рассказать, чем занимались на практических занятиях по методике русского языка в Туль ском пединституте на протяжении последних семи лет. В усвоении грамматического правила школьниками можно рассматривать три этапа: а) разъяснение правила, б) уменье данное правило применить на практике и в) уменье среди мно жества других правил узнать данное и правильно его применить, т. е. превращение этого уменья в навык. Эти же этапы, думается нам,должны иметь место и в обуче нии студентов методическим приемам работы. Сначала идет знакомство с каждым приемом в отдельности и с системой прие мов — это на лекциях. Затем студенты на практических занятиях в аудиториях учатся применять данный прием. Наконец, в шко ле, во время лабораторных работ, во время педагогической практики студенты ставятся в более трудные условия, когда при ходится пользоваться целым комплексом приемов, когда необхо димо знание всей системы работы по тому или иному разделу педагогического процесса. Вот научить студентов основным приемам преподавания рус ского языка, добиться, чтобы они хорошо осознали всю систему работы и является основной задачей практических занятий. Практические занятия строятся по двум циклам: одни прово дятся в аудитории, другие в школе, РАБОТА В АУДИТОРИИ I. Анализ программы и грамматический разбор. Анализ школьной программы по русскому языку мы совме щаем с составлением каледарного плана на четверть. После ко роткого освещения в лекциях этого вопроса студентам дается задание на дом: одни изучают объяснительную записку к про граммам и выступают на занятиях с сообщением (2—3 челове ка), другие готовят календарный алан на 1 -ю четверть по пято му классу, третьи — по шестому классу, четвертые — по 7-му. Одни студенты выступают со своими сообщениями, другие допол няют, оспаривают или соглашаются. Заканчивается работа тем, что преподаватель раздает по столам календарные планы учи телей базовой школы, а также лучшие планы учителей других школ. Студенты просматривают их, преподаватель делает свои заключительные замечания. Такую работу мы вполне успеваем проделывать за два часа. Студенты знакомятся с системой рас положения материала программы, с содержанием программы для каждого класса, с основными требованиями к календарным планам. Для начала и не следует тратить больше времени на эт\ 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=