УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

подавателей методики как столичных, так и периферийных пед­ вузов, ибо только совместные усилия и дадут наиболее правиль­ ный ответ. Озобочены необходимостью взвесить свой опыт и мы. Настоящий доклад и имеет целью рассказать, чем занимались на практических занятиях по методике русского языка в Туль­ ском пединституте на протяжении последних семи лет. В усвоении грамматического правила школьниками можно рассматривать три этапа: а) разъяснение правила, б) уменье данное правило применить на практике и в) уменье среди мно­ жества других правил узнать данное и правильно его применить, т. е. превращение этого уменья в навык. Эти же этапы, думается нам,должны иметь место и в обуче­ нии студентов методическим приемам работы. Сначала идет знакомство с каждым приемом в отдельности и с системой прие­ мов — это на лекциях. Затем студенты на практических занятиях в аудиториях учатся применять данный прием. Наконец, в шко­ ле, во время лабораторных работ, во время педагогической практики студенты ставятся в более трудные условия, когда при­ ходится пользоваться целым комплексом приемов, когда необхо­ димо знание всей системы работы по тому или иному разделу педагогического процесса. Вот научить студентов основным приемам преподавания рус­ ского языка, добиться, чтобы они хорошо осознали всю систему работы и является основной задачей практических занятий. Практические занятия строятся по двум циклам: одни прово­ дятся в аудитории, другие в школе, РАБОТА В АУДИТОРИИ I. Анализ программы и грамматический разбор. Анализ школьной программы по русскому языку мы совме­ щаем с составлением каледарного плана на четверть. После ко­ роткого освещения в лекциях этого вопроса студентам дается задание на дом: одни изучают объяснительную записку к про­ граммам и выступают на занятиях с сообщением (2—3 челове­ ка), другие готовят календарный алан на 1 -ю четверть по пято­ му классу, третьи — по шестому классу, четвертые — по 7-му. Одни студенты выступают со своими сообщениями, другие допол­ няют, оспаривают или соглашаются. Заканчивается работа тем, что преподаватель раздает по столам календарные планы учи­ телей базовой школы, а также лучшие планы учителей других школ. Студенты просматривают их, преподаватель делает свои заключительные замечания. Такую работу мы вполне успеваем проделывать за два часа. Студенты знакомятся с системой рас­ положения материала программы, с содержанием программы для каждого класса, с основными требованиями к календарным планам. Для начала и не следует тратить больше времени на эт\ 248

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=