УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Субстантивация как один из типов образования имен cj ществительных может выступать одновременно с другим типом словообразования. Два типа словообразования в таком случае как бы объединяются, создавая качественно новый тип словообразова ния имен существительных. Использование формы множественной' числа в словообразовательной функции в ряде случаев объективно обусловлено как спецификой отражаемых предметов (например их разнородностью, многосоставностью), так и, соответст венно, своеобразием лексического значения имени существительно го, например: серая масса солдат, выступающая как некое однород ное тело, составленное однако из отдельных единиц, обозна чается существительным die Feldgrauen, созданным по модели множественного числа с одновременной субстантивацией. Словообразовательная модель множественного числа при па­ раллельной субстантивации применяется в тех случаях, когда обо­ значается некоторая совокупность предметов, выступающих ка; часть сложного целого; например, вместо литературного слова die Hosen в разговорной речи употребляется существительное die Unaussprechlichen. Сравните также: die Abstrakten (holzerne Ver- bindungsleisten zw. Tasten und Pfeifenventilen an der Orge!). Данный тип словообразования широко употребляется для обо значения детей различных возрастных групп. Объединяющим признаком в таком случае выступает тот или иной возраст, на пример: die Neunjarigen, Elfjargen, die Kleinen, die Kleinsten, die Einjarigen, die Aiteren. Например: Auch die Kleinsten stehen nich zuriick. (Der Junge Pionier). In der Sowjetunion versteht man unter dem Begriff «Junge Kiinstler» manehmal schon Neun-und Elfjahrige. (Junge Welt) Vielleicht ist es dir moglich, auch einmal einen Schnitt fur Kinder kleidchen fur Ein-bis Zweijarige zu bringen. (Steckenpferd). ...Sor- gen wir dafiir/dap der Jugend jederzeit die Erfahrungen der Alle- ren vermittelt werden, und geben wir ihr standig Aufgaben, die si; selbstandig losen mup, so wird sie mithelfen, unser Leben zu ver bessrn, unseren Staat zu starken, ihn zu verteidigen und den Frieder zu sichern. (Junge Welt). Относительно устойчивыми образованиями являются суще ствительные: die Alten «старые, пожилые» (т. е. люди преклон­ ного возраста); die Kleinen «малыши, маленькие дети»; die Gro j3en «большие» (в частности, подростки); die Jungen, die Jugend lichen «молодые» (т. e. молодежь вообще). См. примеры: Wie die Alten sungen, zwitschern auch die Jungen. Die Arbeitszeit fur Jugendliche unter 16 Jahren ist auf 7 Stun den taglich bzw. 42 Stunden in der Woche festgesetzt. (Junge Welt). Fur die Grof3en und die Kleinen. fell denke doch, daP die Pionier- zeitung nicht nure fiir «Grope» da ist, sondern auch fur unsere «Kleinen». (Der Junge Pionier). 200

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=