УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

ствительного в единственном числе, возникли по словообразова­ тельной модели множественного числа также существительные: Kriegsunruhen. Reisenotizen, Prozentangaben, Vorverhandlungen, Friedensverhandlungen, Friedensunterhandlungen. Kriegsanstalten, Geistesanlangen. Ill Г РУППА Объединяет слова, которые образовались на основе существи­ тельных, издавна известных как pluralia tantum. Например, су­ ществительное Kosten становится семантическим центром значи­ тельного числа существительных: Internatskosten, Bildungskosten, Beleuchtungskosten, Betriebskosten, Kronskosten (auf Kronskosten), Futterkosten, Baukosten, Frachtkosten, Behandlungskosten, Abda- chungskosten, Kriegskosten, Druckkosten, Bezugskosten, Reparatur- kosten, Lebenshaltungskosten, Antagekosten. См. также: Fur die Inter­ natskosten braucht er nur ein Drittel seines Lehrlingseinkommens zu zahlen. (Berliner Zeitung). Некоторые другие слова, выступающие как pruralia tantum, тоже кладут начало сложным словам, используя форму множест­ венного числа как словообразовательную модель, например: Spesen-Geschaftsspesen, Hafenspesen, Diskontspesen. У существительных Blatten, Pocken лексическое значение в единственном и множественном числе соотносится как частное и целое; но крайней мере, такое соотношение было ощутимо при формировании особого лексического значения в форме множест­ венного числа. Если форма единственного числа выступает со зна­ чением «оспина», то форма множественного числа первоначально обозначала некоторое совокупное множество данных признаков болезни; впоследствии наименование данных проявлений болезни было перенесено на название самой болезни. Аналогичный путь развития прошло также существительное die Masern.1 Слова Windpocken, Windblattern, Kinderpocken, Kinderblattern Schaf- blattern, Kuhpocken уже утрачивают всякую связь со значением единственного числа, поскольку для их образования использова­ на словоформа множественного числа, получившая значение «ос­ па», например: Er las, ganz hinten, die Geschichten seiner eigenen Kinder, wann Tom die Masern und Antonie die Gelbsucht gehabt und Ghristian die Windpocken iiberstanden hatte... (Th. Mann, Buddenbrooks). С помощью словообразовательных основ Ferien, Eltern, Ein kiinfte созданы существительные: Sommerferien, Winterferien, Se- mesterferien, Gro(3eltern, Adoptiveltern, Amtseinkunfte, Oleinkunfte. 1 Таким же путем словоформа множественного числа Flecken приобрела значение «корь» (мед.). Словоформа множественного числа Frjeseln, бла­ годаря собирательному значению множества, обозначает просовиднук1 сыпь, просянку, например: Von diesern Vorfahren waren schon alle DateH bekannt: warm er die Frieseln und wann die echten Bladttern gehabt... (Th- Mann, Buddenbrooks). 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=