УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
ствительного в единственном числе, возникли по словообразова тельной модели множественного числа также существительные: Kriegsunruhen. Reisenotizen, Prozentangaben, Vorverhandlungen, Friedensverhandlungen, Friedensunterhandlungen. Kriegsanstalten, Geistesanlangen. Ill Г РУППА Объединяет слова, которые образовались на основе существи тельных, издавна известных как pluralia tantum. Например, су ществительное Kosten становится семантическим центром значи тельного числа существительных: Internatskosten, Bildungskosten, Beleuchtungskosten, Betriebskosten, Kronskosten (auf Kronskosten), Futterkosten, Baukosten, Frachtkosten, Behandlungskosten, Abda- chungskosten, Kriegskosten, Druckkosten, Bezugskosten, Reparatur- kosten, Lebenshaltungskosten, Antagekosten. См. также: Fur die Inter natskosten braucht er nur ein Drittel seines Lehrlingseinkommens zu zahlen. (Berliner Zeitung). Некоторые другие слова, выступающие как pruralia tantum, тоже кладут начало сложным словам, используя форму множест венного числа как словообразовательную модель, например: Spesen-Geschaftsspesen, Hafenspesen, Diskontspesen. У существительных Blatten, Pocken лексическое значение в единственном и множественном числе соотносится как частное и целое; но крайней мере, такое соотношение было ощутимо при формировании особого лексического значения в форме множест венного числа. Если форма единственного числа выступает со зна чением «оспина», то форма множественного числа первоначально обозначала некоторое совокупное множество данных признаков болезни; впоследствии наименование данных проявлений болезни было перенесено на название самой болезни. Аналогичный путь развития прошло также существительное die Masern.1 Слова Windpocken, Windblattern, Kinderpocken, Kinderblattern Schaf- blattern, Kuhpocken уже утрачивают всякую связь со значением единственного числа, поскольку для их образования использова на словоформа множественного числа, получившая значение «ос па», например: Er las, ganz hinten, die Geschichten seiner eigenen Kinder, wann Tom die Masern und Antonie die Gelbsucht gehabt und Ghristian die Windpocken iiberstanden hatte... (Th. Mann, Buddenbrooks). С помощью словообразовательных основ Ferien, Eltern, Ein kiinfte созданы существительные: Sommerferien, Winterferien, Se- mesterferien, Gro(3eltern, Adoptiveltern, Amtseinkunfte, Oleinkunfte. 1 Таким же путем словоформа множественного числа Flecken приобрела значение «корь» (мед.). Словоформа множественного числа Frjeseln, бла годаря собирательному значению множества, обозначает просовиднук1 сыпь, просянку, например: Von diesern Vorfahren waren schon alle DateH bekannt: warm er die Frieseln und wann die echten Bladttern gehabt... (Th- Mann, Buddenbrooks). 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=