УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

Так говорит, так почти поет этот «прелюбодей мысли», этот модный advocatus diaboli. Но так «поет» временами уДостоевского и сам дьявол — «чёрт» Ивана Карамазова: Я слышал радостные взвизги херувимов, поющих и в о п иющи х «Осанна!» X, 312. Попутно отметим, что юркий чёрт совершает здесь литератур­ ное воровство у самого Ивана, который в своей повести «Великий инквизитор» рассказывает о том, что при появлении Христа дети Поют и вопиют : «Осанна!» IX, 246. Впрочем, чёрт, быть может, нарочно имитирует стиль Ивана, чтобы подтрунить над его высоким пафосом, не лишенным некоторой декламационности,1 как не лишен декламационности, при всей своей исступленной искренности, и пафос Дмитрия Карамазова,2 который, собираясь Алеше «спеть» свой «гимн» (тоже своего рода «осанна»), с. первых же слов каламбурит: Я тебя не то, что жда л , а ж а жд а л . X, 253. А И примечательно, что и эта реплика, подобно предыдущей, в «Бр. Карамазовых» повторена в словах Хохлаковой тому же Алеше: Я вас жд а л а ! Я вас ж а жд а л а , IX, 179. На последних примерах следует несколько остановиться. «Поющих» и «вопиющих», «ждал» и «жаждал» — это уже больше, чем созвучие, тут одно слово эхом целиком входит в дру­ гое. Получается впечатление, что мы имеем дело с двумя одинаковыми словами, различающимися только модификацией. Ничего сами по себе не означающие частички «во» (в «во-пию- щих») и «жа» (в «жа-ждал») приобретают иллюзорное бытие мнимых приставок. Конечно, это восприятие ложное, но оно еще тем облегчено, что Достоевский таким точно образом оперирует и над подлинными приставками. Так, обычным для него является тесное соседство и сопоставление двух одинаковых слов: одного — в «чистом» виде, другого — с, префиксом: ... Тоже, милый, тоже зван и при-зван3 X, 30. ... Чувствующий и сочувствующий Я сделал вам страшное признание. Оцените же его, господа. Да мало того, мало оценить, не о-цените, а цените... X, 167. Вдруг себя уверила... Когда показывала... у-верила и верила. X, 427. Аналогичное и в случаях, где приставка совершенно изменяет все значение слова: 1 «Чёрт» и сам подчеркивает литературность этого выражения: «А я-то думал тебя даже литературным изложением прельстить: эта «осанна-то» в небе, право, недурно ведь у меня вышла. (X, 313). 1 Дмитрий сам в этом сознается: «Разве я, не декламирую? А ведь искренен же я, искренен.» (IX, 118). 3 Словораздел везде наш. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=