УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

] г, например: Um die steifen Vatermorder, in die sich sein Kinn j H'niieete, war die seidene Krawatte geschlagen, die dick und breit n gamen Ausschnitt der buntfarbigen Weste ausftillte ... (Th. ann, Buddenbrooks). pda примере конкретных существительных мы видели, что амматическое множество может действовать на лексическое ачение объединяюще, собирая отдельные разрозненные элемен- ‘в одном целое, формируя качественно новое лексическое значе- е. Разделительное множество и собирательное множество гь продукт взаимодействия грамматического множества с лекси- ской семантикой существительных, принадлежащих к разным руктурно-семантическим разрядам. Собирательное множество ляется также фундаментом для использования формы мно- ;ственного числа в качестве словообразовательной модели. |?На базе разделительного или собирательного множества в ! рках отдельных структурно-семантических разрядов сугцестви- |льных складываются определенные типы количественно-качест- внных отношений между формами числа, в границах которых рзможна дополнительная дифференциация лексической семанти- и в зависимости от лексического своеобразия данного существи- •вльного. Эти же количественно-качественные отношения между #ормами числа позволяют нам с полным правом считать катего­ рию числа лексико-грамматической категорией. I Мы убеждаемся еще больше в лексико-грамматической при­ воде категории числа, если примем во внимание способность фор­ мы множественного числа на основе собирательного множества служить моделью для создания новых лексических единиц, а так- же принимать непосредственное участие в формировании устойчи­ вых словосочетаний.1 1' Настоящая статья посвящается исследованию некоторых спе- яифических процессов, протекающих в словообразовательной си- #еме имени существительного на основе участия формы множест­ венного числа, в дальнейшем развитии и пополнении словарного ■чктава современного немецкого языка. В существующей как советской, так и зарубежной лингвисти-, ской литературе проблема использования формы множествен- <pro числа в словообразовательной функции, з качестве модели ] ря создания новых лексических единиц, не получила специально- освещения.2 ■ 1 Размеры статьи не позволяют остановиться на участии форм мн. числа s в формировании устойчивых словосочетаний и привести соответствую­ щие примеры, очень многочисленные в языке. I 2 Немецкий ученый Людвиг Тоблер в конце прошлого века высказал предположение, что существительные: die Alten, Eltern. Habseligkeitei,. Einkiinfte, Eifekten — могли возникнуть в рамках формы множествеи- 1 ного числа. Однако узкая база фактического языкового материала, ог- | раниченная примерами из древних германских языков, помешала уче­ ному разглядеть в этом явлении элементы нового языкового качества, I обладающего тенденцией к развитию и дальнейшему существованию в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=