УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
— У вас корсет, вместо ребер-с... — Лицо на пружинах! — Волос своих нет-с... — И усишки-то, у дурака, накладные. — Да хоть нос-то оставьте мне...—вскричал князь. II, 269. С носом его и оставили... Ниже, в иной связи, мы увидим, что зи Николай Ставрогин на том же «носе» разыграет каламбур, так что герой «Бесов» опередил чёрта «Братьев Карамазовых». Впро чем, здесь, пожалуй, чёрт может возразить, что Ставрогин ведь один из «бесов», так что он ему не отвод и что вообще ему, чёрту, нет дела до литературных традиций: у него-де свои традиции, и он говорит так, как ему издревле свойственно. Впрочем, не так страшен чёрт, как его малютки... И когда че тырнадцатилетняя Лиза Хохлакова, «бесенок», как называет До стоевский и ее самое и главу, ей посвященную («Братья Карама зовы» кн. XI, гл. 3), пускается в каламбуры, то они оказываются такого свойства, что сам чёрт мог бы им позавидовать. ОбращаяСо к Алеше, Лиза говорит: Я хочу, чтобы меня кто-нибудь истерзал, женился на мне, а потом истерзал, обманул, ушел и уехал... А знаете, я хочу жать, р ожь жать. Я за вас выйду, а вы станьте мужиком, настоящим мужиком, у нас же р е б ё н о ч е к , хотите? X, 247. Лиза хочет выйти замуж и рожь жать, понимай — рожать, а жеребеночек, который у них появится, это же ребеночек... Да и в настойчивом ее призыве к Алеше: «Станьте мужиком, настоя щим мужиком» — слово «мужик» воспринимается в его исконном, народном осмыслении: мужик—муж. Вся фраза ее, следовательно, осмысляется так: Лиза хочет замуж, Алеша будет ее мужем, она станет рожать, и у них появится ребеночек. Воистину, «бесенок» младшего Карамазова стоит «чёрта» старшего... Тому же «бесенку» принадлежит еще один каламбур, который в передаче ее матери, госпожи Хохлаковой, звучит так: Стояла у нас в саду, в ее первом детстве, сосна.. «Мама, говорит, я помню эту сосну, как со сна, то-есть «сосну, как со сна», это как-то она иначе выразилась, потому что тут путаница, «сосна» слово глупое, но только она нагово рила мне по этому поводу что-то такое оригинальное, что я решительно не возьмусь передать. IX, 212. Вот уж впрямь, меж трех, нет, даже меж двух сосенок заплу талась, а между тем игра «бесенка» ясна и такая же, как и в вышеприведенных каламбурах: там—рож+жать = рожать, здесь— со+сна = сосна. Здесь, полагаю, уместно напомнить, как в своей статье «О начинающих писателях» Максим Горький рассказывает о том, как часто молодые писатели бывают глухи к тем «третьим» 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=