УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

— У вас корсет, вместо ребер-с... — Лицо на пружинах! — Волос своих нет-с... — И усишки-то, у дурака, накладные. — Да хоть нос-то оставьте мне...—вскричал князь. II, 269. С носом его и оставили... Ниже, в иной связи, мы увидим, что зи Николай Ставрогин на том же «носе» разыграет каламбур, так что герой «Бесов» опередил чёрта «Братьев Карамазовых». Впро­ чем, здесь, пожалуй, чёрт может возразить, что Ставрогин ведь один из «бесов», так что он ему не отвод и что вообще ему, чёрту, нет дела до литературных традиций: у него-де свои традиции, и он говорит так, как ему издревле свойственно. Впрочем, не так страшен чёрт, как его малютки... И когда че­ тырнадцатилетняя Лиза Хохлакова, «бесенок», как называет До­ стоевский и ее самое и главу, ей посвященную («Братья Карама­ зовы» кн. XI, гл. 3), пускается в каламбуры, то они оказываются такого свойства, что сам чёрт мог бы им позавидовать. ОбращаяСо к Алеше, Лиза говорит: Я хочу, чтобы меня кто-нибудь истерзал, женился на мне, а потом истерзал, обманул, ушел и уехал... А знаете, я хочу жать, р ожь жать. Я за вас выйду, а вы станьте мужиком, настоящим мужиком, у нас же р е б ё н о ч е к , хотите? X, 247. Лиза хочет выйти замуж и рожь жать, понимай — рожать, а жеребеночек, который у них появится, это же ребеночек... Да и в настойчивом ее призыве к Алеше: «Станьте мужиком, настоя­ щим мужиком» — слово «мужик» воспринимается в его исконном, народном осмыслении: мужик—муж. Вся фраза ее, следовательно, осмысляется так: Лиза хочет замуж, Алеша будет ее мужем, она станет рожать, и у них появится ребеночек. Воистину, «бесенок» младшего Карамазова стоит «чёрта» старшего... Тому же «бесенку» принадлежит еще один каламбур, который в передаче ее матери, госпожи Хохлаковой, звучит так: Стояла у нас в саду, в ее первом детстве, сосна.. «Мама, говорит, я помню эту сосну, как со сна, то-есть «сосну, как со сна», это как-то она иначе выразилась, потому что тут путаница, «сосна» слово глупое, но только она нагово­ рила мне по этому поводу что-то такое оригинальное, что я решительно не возьмусь передать. IX, 212. Вот уж впрямь, меж трех, нет, даже меж двух сосенок заплу­ талась, а между тем игра «бесенка» ясна и такая же, как и в вышеприведенных каламбурах: там—рож+жать = рожать, здесь— со+сна = сосна. Здесь, полагаю, уместно напомнить, как в своей статье «О начинающих писателях» Максим Горький рассказывает о том, как часто молодые писатели бывают глухи к тем «третьим» 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=