УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

из которого мы можем сделать такое заключение: «Итак, над, брать первичную ячейку как в синтаксическом, так и в логическое, смысле, рассматривая ее диалектически во взаимоотношении вхо, дящих в нее элементов (субъекта, предиката)». Достаточно про. анализировать рассуждение В. И. Ленина о диалектической прч. роде суждения в его полном виде, чтобы не сомневаться в это», выводе. Безусловно, при анализе членов предложения нужно учитыва и форму как способ выражения, в первую очередь форму в мор(| . логическом смысле (часть речи, падеж и т. п.), и в отдельных слу­ чаях роль лексического значения слова в ограничении и в опре . лении его синтаксической роли, чаще синтаксических оттенков, но надо помнить, что содержание может преодолевать сопротивление формы, а грамматическое значение итти в разрез с лексическим. Запутанность проблемы второстепенных членов предложения в науке отрицательно сказывается на изучении второстепект членов предложения в вузе и особенно в средней школе, в практи­ ке грамматического разбора. Отсюда вывод: актуальность избра - ной темы бесспорна. Помочь исправить положение может, как и кажется, вторая часть статьи. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ДОПОЛНЕНИЕ (к вопросу о разборе предложения по членам). В системе грамматического разбора самым трудным для учи - ля является синтаксичеекий разбор и особенно разбор предлои • ния по членам. Наибольшие трудности представляет собой разб ' второстепенных членов предложения. Здесь допускается оче много ошибок. Часто учителя смешивают дополнение и несогласованное оп| - деление, а также дополнение и обстоятельство, особенно обстс - тельство места, в тех случаях, когда несогласованное определс: и обстоятельство выражаются косвенными падежами. Пользуя > подчас вопросом как единственным критерием распознавания ч, - нов, учитель забывает, что вопрос к форме косвенного падежа и: грамматическом разборе используется с двояким осмыслением 1 назначением: и как морфологический вопрос для части речи и к синтаксический вопрос для членов предложения. Очень часто псс- вый вопрос учитель путает со вторым, принимая вопрос для ус ' новления формы косвенного падежа за вопрос, ставящийся к полнению. Следует помнить, что только в тех случаях, когда кроме проса косвенного падежа никакие другие вопросы не подходят, ,|fal имеем дело с дополнением. Если же кроме этого вопроса предс г вляется пригодным и другой вопрос, то форма косвенного паде/ не является дополнением, поскольку этот вопрос вызывается !1{Г чем иным, как синтаксической организацией предложения. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=