УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
относили к примыканию, а через него к обстоятельству (следова тельно, часть материала и к наречию) те слова, находящиеся в- соседстве со сказуемым, которые не имели с ним вообще никакой связи. Даже умудрялись в «Питался исключительно хлебом»- относить «исключительно» к обстоятельствам, не улавливая, что смысловая направленность этой частицы, внешне похожей на наречие, идет не к сказуемому «питался», а к дополнению — существительному «хлебом». 1: Третьи учителя рассматривали обстоятельство шире, включая в него значительную часть форм со слабым (мнимым) управлени ем, ограничиваясь преимущественно, подобно Шахматову, сущест вительными, используемыми в несобственном субстантивном зна чении, итак называемыми кандидатами в наречия. Так как учитель часто не мог отличить слабое управление от сильного, то у него единственным критерием выяснения обстоятельства становился вопрос. Этот упрощенный прием установления члена предложения становился механическим, когда учитель освобождал себя от смыс лового анализа. Представления об обстоятельстве в школе сни жались еще и тем, что учитель путал два рода вопросов косвенных падежей — морфологические и синтаксические, принимая обычно- первые за последние, тем самым гипертрофируя категорию допол нения иобедняя категорию обстоятельства. Сваливание в кучу всех косвенных падежей, к которым подходит вопрос косвенного паде жа, безусловно не способствует развитию грамматического мыш ления учащихся. Забывают, что даже и из синтаксических вопро сов косвенных падежей некоторые являются не объектными, а об стоятельственными (для чего, вследствие чего, благодаря чему и т. п., ср. также целевой вопрос «к чему»). В заключение вопрос: «Почему категория обстоятельства раз работана слабее других? »Мы об этом уже говорили в разделе «Предварительные замечания». После изложенного выше анализа обстоятельства ответ может быть короток. Обстоятельство изучена слабее других членов предложения потому, что это самая трудная категория, непроницаемая для старых методов исследования, пото му, что ее грамматические контуры определились недавно, намного позже появления грамматики как науки и даже позже учебников практической грамматики. А грамматика в своих выводах и обоб щениях опиралась только на предшествовавший ее развитию ма териал. Грамматика как наука топталась на месте. Язык же шел впе ред. Ученые не замечали этого движения, умея видеть только прош лое языка и отмечать то, что не дошло до нашего времени, а что зарождалось в наше время, того не видели. Грамматический строй языка богаче грамматических представ лений о нем, наших знаний, как и мир вещей и сущностей богаче Наших представлений о нем. Грамматика должна преодолевать, сокращать это расстояние между грамматическими категориями и. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=