УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
пришел босиком» и т. п. В этом случае говорят, что здесь еказанг о брате не то,' что он пришел, а то, что он пришел босиком Забывают, что и в «Не пей эту воду» говорится не о том что нельзя пить воду, а что нельзя пить «эту воду». Однакс же мы считаем «эту» определением, а не частью дополнения. В «Читать впотьмах вредно» говорится не о том, что чтение вооб ще вредно, а о том, что вредно читать впотьмах. Однако же мы «впотьмах» считаем обстоятельством, а не частью подлежащего Ср. «Чтение впотьмах вредно», где впотьмах — определение, ка; относящееся к существительному. Обстоятельство так же важно по отношению к сказуемому, как определение по отношению к подлежащему или дополнению. Н то и другое при всей важности считается членом предложения, ; не частью другого члена. Иногда так же важна роль дополнения Ср. «Я не танцую» (значит «вообще») и «Я не танцую вальса». В «брат пришел босиком» логически «босиком» важно ш боле е , чем «медленно» в «лошадь идет медленно», «вчера» : «брат приехал вчера» (не просто приехал, а приехал вчера). Зде- «приехал» не мене е важно, чем «идет» — во втором пред-тожс нии. При всей важности грамматического значения мы не реши лись бы «вчера» и «медленно» рассматривать в виде составно; части сказуемого, вследствие исключительной яркости лексическо го значения и четкости формы, соответствующей ее содержании («вчера» обстоятельство времени по содержанию и наречие вре мени по форме). На таком же основании мы должны считать об стоятельством «босиком» в приведенной фразе, как бы ни преобла дало его значение над значением глагола. Здесь ни глагол, ни «бо сиком» не утрачивают своего лексического значения. Всёго-навсе го здесь снизилась грамматическая роль глагола, поскольку см к ловой упор делается на обстоятельство. Из всего сказанного вытекает, что обстоятельство часто бы вает неотъемлемым союзником сказуемого, так важна его ро, по отношению к последнему, но даже и вытесняя из фразы ск зуемое или снижая синтаксическую роль сказуемого, обстоя тельство не становится сказуемым. В связи с отождествлением морфологии и синтаксиса, распр; странявшимся недавно в связи с марровским игнорированием мор фологии, преувеличивалась роль наречия и снижалась роль об стоятельства. Вообще в связи с этим фактом в последнее время школе больным местом была категория второстепенных члено; предложения, особенно обстоятельства. В школе, как и в науке недавнее время, о!дни сводили обстоятельство к наречию, тем са мым принижая его, другие — к примыканию, тем самым зачисля в обстоятельства необстоятельства (например, частицы при гла голах) при исключении из обстоятельства истинных обстоятельст предложно-падежного типа. Сверх того, примыкание, как невъ раженную связь, при разборе устных форм предложения приписы вали вводным словам (в письме это мешали делать запятые), т. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=