УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11

пришел босиком» и т. п. В этом случае говорят, что здесь еказанг о брате не то,' что он пришел, а то, что он пришел босиком Забывают, что и в «Не пей эту воду» говорится не о том что нельзя пить воду, а что нельзя пить «эту воду». Однакс же мы считаем «эту» определением, а не частью дополнения. В «Читать впотьмах вредно» говорится не о том, что чтение вооб ще вредно, а о том, что вредно читать впотьмах. Однако же мы «впотьмах» считаем обстоятельством, а не частью подлежащего Ср. «Чтение впотьмах вредно», где впотьмах — определение, ка; относящееся к существительному. Обстоятельство так же важно по отношению к сказуемому, как определение по отношению к подлежащему или дополнению. Н то и другое при всей важности считается членом предложения, ; не частью другого члена. Иногда так же важна роль дополнения Ср. «Я не танцую» (значит «вообще») и «Я не танцую вальса». В «брат пришел босиком» логически «босиком» важно ш боле е , чем «медленно» в «лошадь идет медленно», «вчера» : «брат приехал вчера» (не просто приехал, а приехал вчера). Зде- «приехал» не мене е важно, чем «идет» — во втором пред-тожс нии. При всей важности грамматического значения мы не реши лись бы «вчера» и «медленно» рассматривать в виде составно; части сказуемого, вследствие исключительной яркости лексическо­ го значения и четкости формы, соответствующей ее содержании («вчера» обстоятельство времени по содержанию и наречие вре мени по форме). На таком же основании мы должны считать об стоятельством «босиком» в приведенной фразе, как бы ни преобла дало его значение над значением глагола. Здесь ни глагол, ни «бо сиком» не утрачивают своего лексического значения. Всёго-навсе го здесь снизилась грамматическая роль глагола, поскольку см к ловой упор делается на обстоятельство. Из всего сказанного вытекает, что обстоятельство часто бы­ вает неотъемлемым союзником сказуемого, так важна его ро, по отношению к последнему, но даже и вытесняя из фразы ск зуемое или снижая синтаксическую роль сказуемого, обстоя тельство не становится сказуемым. В связи с отождествлением морфологии и синтаксиса, распр; странявшимся недавно в связи с марровским игнорированием мор фологии, преувеличивалась роль наречия и снижалась роль об стоятельства. Вообще в связи с этим фактом в последнее время школе больным местом была категория второстепенных члено; предложения, особенно обстоятельства. В школе, как и в науке недавнее время, о!дни сводили обстоятельство к наречию, тем са­ мым принижая его, другие — к примыканию, тем самым зачисля в обстоятельства необстоятельства (например, частицы при гла голах) при исключении из обстоятельства истинных обстоятельст предложно-падежного типа. Сверх того, примыкание, как невъ раженную связь, при разборе устных форм предложения приписы­ вали вводным словам (в письме это мешали делать запятые), т. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=