УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 11
шой высоты детям с ясностью видно из окна (или «через окно») даже при наступлении вечера». Смысл предложения сохранился. Оно выражает те же отношения действительности, при тех же от ношениях между словами (имеем в виду не формы связей), зна чит, здесь и члены предложения остались те же самые.1Изменился только морфологический и отчасти лексический состав предложе ния, т. е. данная форма предложения отличается от предыдущей только морфологически, а не синтаксически. И оно приобрело но вые формы. Только морфологические основы имеются и для отгра ничения данных предложений. Синтаксическая же характеристика их совпадает: оба варианта относятся к одному типу предложений. Только синтаксическим морфологизмом может быть объяснено возможное непризнание обстоятельств во втором варианте («с яс ностью», «из окна», «при наступлении вечера»). Ведь формой, вы разителем обстоятельства может быть не только слово как часть речи, но и место в предложении, интонация, наличие или отсутст вие отдельных слов и т. п. Иначе, значение обстоятельства опреде ляется не только принадлежностью слова к части речи или его формой. Само собою разумеется, что не все предложения имеют и долж ны иметь обстоятельства. В поэзии и опоэтизированной прозе обычно предложения для образности насыщаются обстоятель ствами. Вот пример такого насыщения: «Лишь изредка в близкой реке с внезапней звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей вол ной» (Тургенев, Бежин луг). Встречаются предложения и другого характера, где нет обстоятельств и нет потребности в них. Так, многие пословицы представляют собой предложения, совсем не нуждающиеся в обстоятельствах. И сейчас (обычно в школе) встречаются случаи, когда при чисто логизированном подходе к предложению «читать лежа вредно» слово «лежа» считают не обстоятельством, а частью подлежащего, якобы из-за абсурдности смысла предложения без этого слова. Здесь логическое выдают за грамматическое: для диалектической логики и «читать вредно» в частном применении, в отдельных случаях не абсурд. Формаль ная логика прямолинейна. Она не допускает, что в предложениях «Хорошо бороться—значит победить» и «Плохо бороться—значит не победить» одно и то же подлежащее «бороться». Учитель— ло- гицист непременно будет включать в подлежащее в первом пред ложении «хорошо», во втором «плохо» (тогда и в предложении «Зеленые конверты мне нравятся больше голубых» подлежащее не «конверты», а «зеленые конверты»), и пределы неделимости таким образом расширяются до безграничности. Так при логизи- 1 Разные формы с одним значением — один и тот же член предложения Одна форма с двумя значениями представляет собой два члена предло жения. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=