УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
гианской моралью. Такой сомнительный рецепт не мог, ко нечно, удовлетворить Чернышевского. Не поднялся до правильного понимания ведущих проти воречий эпохи и автор романа «Тысяча душ» и пьесы «Горь кая судьбина». Тема пьесы и житейский материал давали возможности вскрыть социальные противоречия крепостной деревни. Эти возможности писатель не использовал. Наиболее правдиво конфликт между барином и мужиком намечен был в произведениях Л. Н. Толстого. Писатель уже в годы создания «Романа из русской жизни» понимал, что вне народа не найти правды жизни, а потому и звал к сбли жению барина с мужиком. Эта жизненная программа была выражена им в «Утре помещика». Нехлюдов ищет дорогу к сердцу своих крепостных, оставаясь при этом барином. Рав нодушное и даже недоверчивое отношение крестьян к благим начинаниям Нехлюдова подводят его к осознанию бесплод ности начатого им дела. Так побеждает реализм писателя, вопреки его моральным устремлениям. Толстой не мог в ре шении вопроса об отношениях барина и мужика следовать за либералами, но он не принял целиком и мужицкой прав ды, т. к. в эти годы стоял еще на позиции признания права помещика на землю. Этим и объясняется тот факт, что кол лизия в «Утре помещика» так и осталась неразрешенной. В 1863 году опубликован был роман Г. П. Данилевского «Воля», вторая часть которого посвящена описанию кресть янской жизни эпохи проведения реформы 1861 года. Автор обнажил в нем классовые противоречия эпохи с большой смелостью. Крестьяне отказываются принимать царскую «милость», прекрасно осознавая, что такая «воля» обрекает их на новое рабство, безземелие и нищету. Пассивный про тест крестьянских масс перерастает, наконец, в активное выступление под руководством вожака из крестьян Ильи Танцура. Борьба крестьян выливается в форму непосред ственного протеста против конкретных виновников их стра даний, она носит стихийный характер. Автор нарисовал не забываемую картину расправы над «бунтовщиками», убий ство вожаков и восстановление всеобщего «порядка». Данилевский не принадлежал к лагерю революционных демократов, но волна освободительного движения подхвати ла и его. Однако автор «Воли» в силу ограниченности своего мировоззрения так и не наметил выхода из критического по ложения народа. Лишь только в творчестве писателей демо кратического лагеря социальные противоречия эпохи нашли 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=