УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
ром они ютятся» и обнажить перед читателями V В критиче ских статьях Д. И. Писарева последних лет его деятельности* как и в статьях Щедрина, сказался не только блеск полеми ста, умеющего поражать врага, но и все настойчивее звучало требование показать в литературе положительный тип рус ской жизни, в котором сочетались бы: стремление к общепо лезному труду, эгоизм с самой широкой любовью к людям и гармония ума с чувством. Требования Щедрина и Писаре ва были поддержаны Герценом, который в эти годы встал бесповоротно на позиции революционных демократов. В «Концах и началах», в «Письмах к будущему другу» и в «Еще раз Базаров» он указывал, что в каждую эпоху рож даются свои типы. Эти новые или высшие типы «перерабаты ваются в будущее движение». Первоочередная задача лите ратуры и состоит в том, чтобы показать представителя этого высшего типа со всем его духовным богатством, неиссякае мой энергией и устремленностью в будущее. И демократиче ская литература чутко откликнулась на требования эпохи, свидетельством чему являются «Трудное время» В. А. Слеп цова, «Николай Негорев или благополучный россиянин» И. А. Кущевского, «Шаг за шагом» И. В. Омулевского и др. произведения. * «Пролог» создавался, примерно, через десятилетие после совершения событий, происходящих в нем. Обращение к недавнему прошлому имело реальные предпосылки. Ведь по существу ни один из коренных вопросов экономического, политического и правового характера не был разрешен в «эпоху великих реформ». Возникали вполне законные во просы: «Как это могло случиться?», «Кто в этом повинен?», «Что надо сделать?». И Чернышевский ответил на эти вопро сы. «Пролог» навсегда остался в русской литературе как лучшее художественное произведение о предреформенной борьбе, хотя эпоха, отраженная в нем, привлекала внимание Тургенева, Гончарова, Толстого, Григоровича, Писемского, Некрасова, Щедрина, Г. П. Данилевского и других писателей задолго до выступления Чернышевского как романиста. Каж дый из названных художников по-своему отражал многогран ную жизнь России той поры в зависимости от мировоззрения, жизненного опыта и творческой индивидуальности. Так, в 1 Статья «Напрасные опасения», Соч., т. VIII, стр. 58. Подробно об этом см. в статье С. Б о р щ е в с к о г о , «Борьба Щедрина за тип рево люционера ч литературе», напечатанной в этом же томе. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=