УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным образом, возводя ег.о на степень искусства» 1 О таких книгах мечтал и Чернышевский, Он один из пер вых опоэтизировал груд, сделав его мерилом ценности и при годности человека. Он страстно звал создавать такое обще ство, в котором труд, оснащенный передовой техникой, будет возведен «на степень искусства». Для творчества великого пролетарского писателя характер ны идейность, насыщенность философскими вопросами, {рево­ люционный пафос, чем отличаются и произведения Чернышев ского. Правда, и революционность и философская глубина про изведений Горького иного качества и ставить знак равенства между авторами «Что делать? и «Матери» нельзя. И положи тельные герои Горького и сам автор вооружены передовой марксистской философией и обладают темпераментами проле тарских революционеров, вышедших из рабочей среды. Это знаменовало собою наступление «бури», как движения самих народных масс. Он рисовал своих героев в росте, формирова­ нии, резко оттеняя в них типические и индивидуальные черты. А это требовало от писателя показывать действующие лица в конкретной социально-бытовой среде, отчего они становились более полнокровными и художественно убедительными. В стиле романов Горького мы также усматриваем некото­ рые особенности, свойственные и Чернышевскому как писате лю, например: рационализм и публицистичность, тенденциоз­ ность (партийность) и лиризм, отсутствие внешней занятности, простота вымысла и естественность в развитии сюжета. Горький явился творцам социально-политической пьесы а среди драматических произведений Чернышевского имелась подобного рода комедия «Мастерица варить кашу». Чернышев скин основное внимание уделял не тому, что умирает, а тому, что в муках рождается, развивается и неизбежно победит. По тому-то обличение и отрицание подчинено было у него утвер ждению нового, его сатира явилась как бы переходным звеном от классической сатиры Гоголя и Щедрина к сатире Горького и всей литературе социалистического реализма. Речь, конеч­ но, должна идти не о механическом перенесении творческого метода Чернышевского, а о восприятии самих принципов, ко торые продсуцкают оставаться исключительно плодотворны­ ми и в советской литературе. Главнейшие из них: чувство современности, требование идейности, показ социальной жизни в движении, в перспективе развития, видения нового и прозрение будущего. 1 М. Горький, Собр. соч. в 30-ти 'томах, т. 27, М., 1953, стр. .320 , |

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=