УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
дилось крестьянской теме. Так, в записной книжке Волгина имелось следующее суждение о крестьянской избе: «если бы это жилье было назначено для коровы или для лоша ди,— хлев был бы не особенно хорош, но, можно сказать, сносён»1. В романе упоминалось о крестьянском восстании, подавленном силою оружия. Очень показательна непосред ственная встреча Волгина с крестьянским вожаком, который сумел избежать ареста и теперь доверчиво пришел к нему на квартиру и «у него с Волгиным происходит непродолжитель ный разговор, в конце которого Волгин неожиданно для собеседника наклоняется к его руке и целует ее. Он добы вает в скором времени паспорт и несколько денег для этого человека; и тот устроился в каком-то городе в качестве ме лочного торговца»2. О крестьянском бунте упоминают также П. Николаев и В. Шаганов, передавая содержание романа. На этот эпизод романа следует особо обратить внимание. Именно «крестьянские бунты» заставили правительство вплотную заняться вопросом об отмене крепостного права. Волгин уже в эти годы, очевидно, зарекомендовал себя дру гом народа, иначе человек в чуйке не обратился бы к нему за помощью. «Старина» и «Пролог пролога» идейно тематически свя заны между собою. Первая часть трилогии была посвящена саратовскому периоду жизни писателя. В ней уже стави лась проблема революции, а в образах Волгина и Платоно вой легко различались черты Чернышевского и Ольги Со кратовны3. «Старина», по мнению Стахевича, обладала большими художественными достоинствами, чем «Пролог пролога». Он писал: «картины в «Старине» ярче, выпуклее, живее, чем в «Прологе»; чувствуется (т. е. чувствовалось мною), что ав тор изображает мысли, чувства и события, которые глубоко ' Сб. «Н. Г. Чернышевский», нз-во «Политкаторжан», 1928, стр. 68. ‘ 2 Т а м ж е , стр. 70. * Показательно, что в «Прологе» Волгина однажды называет себя по девичьей фамилии—Платоновой. Есть основание предполагать, что работа над «Стариной» была начата еще в Саратове. В «Дневнике» Чернышев ского имеется указание, что он желал бы сочинить что-нибудь интересное и понятнее Ольге Сократовне и рассказать ей. Этот замысел он начал претворять в жизнь, о чем свидетельствуют отрывки из рукописи, обнару женные сестрами Пыпиными мосле отъезда Чернышевского из Саратова. Отрывки были не из «Что делать?», а из другого произведения, имеюще го непосредственное отношение к личной жизни Чернышевского в Сара тове. * 3 М. п. Николаев. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=