УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

налах демократической литературы. Его романы «Гнилые бо­ лота», «Жизнь Шупова», «Вразброд», «Лес рубят—щепки- летят» пользовались большим успехом у молодежи 60—70-х годов. В своих произведениях он стремился показать разлад между старым и новым поколениями, критиковал семейный деспотизм, школьную рутину и т. д. Однако глубокого обоб­ щения писатель не смог дать. Идеалы его положительных ге­ роев лишены большой общественной значимости, зачастую все дело сводилось к пропаганде культурничества, теории «малых дел». И в художественном отношении романы Шел­ лера-Михайлова не отличаются большими достоинствами. По справедливому замечанию Щедрина, Михайлов вместо полнокровных образов создавал схемы, подобные пружин­ ным куклам1. Демократическая критика отказывалась видеть «новых людей» и в литературных героях романов Д. Мор- довцева. Таким образом, писатели демократического направления и после «Что детать?» пытались создавать образы передовых борцов крупных и малых масштабов, однако они у них, за не­ большим исключением, оказывались отстраненными от уча­ стия в революции. Так замечается постепенное потускнение идеалов в демократической и народнической литературе 70— 80-х годов, исключая Щедрина, Некрасова и некоторых дру­ гих писателей. Революционная ситуация 1859—1861 гг. нашла яркое от­ ражение в произведениях Чернышевского, Некрасова и др. писателей-шестидесятников. Напрасно стали бы мы искать в. литературе такой же полноты в воспроизведении второйре­ волюционной ситуации, хотя некоторые из писателей-народ- ников и касались этой темы (Степняк-Кравчинский, Ко­ роленко ,в раннем периоде творчества и др.) Пожалуй, с наи­ большей полнотой героическую борьбу народовольцев пока­ зал Степняк-Кравчинский в произведениях «Андрей Кожу­ хов», «Домик на Волге», «Подпольная Россия». Чернышев­ ский не одобрил бы, конечно, метода борьбы Андрея Кожу- хова и его товарищей, но сам по себе образ стойкого, волево­ го, мужественного борца, всецело преданного делу революции, был родным братом Рахметова. Тема самоотверженности и героизма проходит черев весь роман «Андрей Кожухов» и повесть «Домик на Волге»2. Ко- t Н. Щ е д р и н , Поли. собр. соч., т. VIII, стр. 390. 2 Заметим, кстати, что в повести «Домик на Волге» главный герой на­ зван Волгиным. Сходство фамилий (Волгин в «Прологе») отнюдь не слу­ чайно. 319

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=