УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10

тельного разрешения она не нашла. Главному герою при­ сущи и некоторый душевный надрыв, и отсутствие ясной про­ граммы. Мужицкий демократизм не свойственен был Слеп­ цову .в такой мере, как Чернышевскому и Добролюбову. Од­ нако для своего времени повесть «Трудное время» имела ис­ ключительно важное значение, она рассматривалась совре­ менниками писателя как художественный документ эпохи. Ценными памятниками демократической литературы кон­ ца 60-х и начала 70-х гг. являются романы‘И. А. Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» и Федоро­ ва Омулевского «Шаг за шагом». В романе Кущевского об­ щественное движение 60-х годов не отражено во всей слож­ ности, но созданные писателями образы явились типическим обобщением эпохи. Роман согрет сочувственным отношением автора к благородным борцам. Уже самый портрет Оверина свидетельствует о полемической заостренности против изобра­ жения нигилистов писателями «необулгаринской школы», как физических уродов. Настойчивая последовательность Овери­ на, его готовность умереть за свои убеждения роднят его с революционерами-шестидесятниками. Благородным челове­ ком показан в романе Андрей Негорев. Правда, иногда поло­ жительные герои выглядят в романе несколько комически, т. к. они воспринимаются и оцениваются через призму меща­ нина, бездушного эгоиста Николая Негорева. Значительным фактом в литературе было и появление ро­ мана Омулевского «Шаг за шагом». Роман представляет ряд мемуарных очерков, серию биографий и портретов новых лю­ дей. Образы энергичного Светлова, настойчивого врача Ель- никова, новой женщины Елизаветы Михайловны Прозоровой обрисованы писателем с такими симпатиями, что они состав­ ляют прямую противоположность грубым, «лохматым» ниги­ листам из романов Клюшникова, Крестовского и их собрать­ ев по перу. ' После «Что делать?» и «Трудного времени» это самый яркий роман о новых людях, о их просветительской деятель­ ности и революционной пропаганде среди народа. Хотя писатель, в силу цензурных условий, не мог довести действие до развязки, но читатель и без этого понимал, что борьба продолжается, что новые свежие силы не прекратили наступление на рутину, косность и произвол. На изображение социальных конфликтов и образов новых людей претендовал и небезызвестный писатель того времени А. К. Шеллер-Михайлов, который печатался в ведущих жур- 318

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=