УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 10
тельного разрешения она не нашла. Главному герою при сущи и некоторый душевный надрыв, и отсутствие ясной про граммы. Мужицкий демократизм не свойственен был Слеп цову .в такой мере, как Чернышевскому и Добролюбову. Од нако для своего времени повесть «Трудное время» имела ис ключительно важное значение, она рассматривалась совре менниками писателя как художественный документ эпохи. Ценными памятниками демократической литературы кон ца 60-х и начала 70-х гг. являются романы‘И. А. Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» и Федоро ва Омулевского «Шаг за шагом». В романе Кущевского об щественное движение 60-х годов не отражено во всей слож ности, но созданные писателями образы явились типическим обобщением эпохи. Роман согрет сочувственным отношением автора к благородным борцам. Уже самый портрет Оверина свидетельствует о полемической заостренности против изобра жения нигилистов писателями «необулгаринской школы», как физических уродов. Настойчивая последовательность Овери на, его готовность умереть за свои убеждения роднят его с революционерами-шестидесятниками. Благородным челове ком показан в романе Андрей Негорев. Правда, иногда поло жительные герои выглядят в романе несколько комически, т. к. они воспринимаются и оцениваются через призму меща нина, бездушного эгоиста Николая Негорева. Значительным фактом в литературе было и появление ро мана Омулевского «Шаг за шагом». Роман представляет ряд мемуарных очерков, серию биографий и портретов новых лю дей. Образы энергичного Светлова, настойчивого врача Ель- никова, новой женщины Елизаветы Михайловны Прозоровой обрисованы писателем с такими симпатиями, что они состав ляют прямую противоположность грубым, «лохматым» ниги листам из романов Клюшникова, Крестовского и их собрать ев по перу. ' После «Что делать?» и «Трудного времени» это самый яркий роман о новых людях, о их просветительской деятель ности и революционной пропаганде среди народа. Хотя писатель, в силу цензурных условий, не мог довести действие до развязки, но читатель и без этого понимал, что борьба продолжается, что новые свежие силы не прекратили наступление на рутину, косность и произвол. На изображение социальных конфликтов и образов новых людей претендовал и небезызвестный писатель того времени А. К. Шеллер-Михайлов, который печатался в ведущих жур- 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=